Касым-Жомарт Токаев дал первое интервью после январских событий. Президент рассказал, что террористы приехали к нам из центральноазиатского города под видом гастарбайтеров. И что проживали они в одном из пятизвездочных отелей Алматы. Также Глава государства поделился, при каких обстоятельствах он взял на себя председательство в Совете безопасности. И что у Казахстана нет никаких обязательств перед Владимиром Путиным за ввод войск ОДКБ. Также Токаев заявил, что не намерен переписывать Конституцию и оставаться на посту президента больше двух сроков. Яна Гладкова внимательно слушала Главу государства.
Яна ГЛАДКОВА, СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ:
Касым-Жомарт Токаев не заставил долго ждать и дал первое после январских событий интервью. И не западным или российским СМИ, которые, по его словам, просили Президента. А государственному телеканалу. Стоит отметить, что беседа получилась достаточно живой и продлилась около 50-ти минут. Глава государства ответил на многие вопросы, которые прояснили события «кровавого» января.
Президент объяснил, для чего бандиты захватили алматинский аэропорт. Так они обеспечили проход экстремистов, которые прибыли в страну под видом гастарбайтеров. Проживали они, к слову, в пятизвёздочном отеле.
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
Кто оплачивал это всё? Они расположили свой командный штаб на первом этаже гостиницы «Казахстан». Сейчас ведётся следствие, допрашиваются люди. Вскрываются такие факты, которые раньше трудно было себе представить.
Приехали они из одного центральноазиатского города, говорит Токаев. Их цель – никак не материальные ценности. А ликвидация госинститутов, подрыв конституционного строя и в конечном итоге – захват власти. Кстати, орудовали бандиты под воздействием наркотиков.
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
У них пропало чувство боли. На заключительно этапе силовые органы стали применять оружие, стрелять, во всяком случае, по ногам. Они падали, но не чувствовали той боли, которую обычно чувствуют раненые. Это также говорит о тщательно спланированной операции.
Что касается приказа стрелять на поражение, то это было решение исключительно Президента. И он отдавал себе отчёт о дальнейших последствиях.
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
Отсутствовал единый алгоритм, план действий руководителей правоохранительных органов. Была неразбериха. Руководители правоохранительных органов опасались брать на себя ответственность. Поэтому я сказал, что мы должны открывать огонь на поражение против бандитов. Я же профессиональный дипломат, я знал, что будет такая реакция. Но интересы государства и безопасности граждан – превыше всего. Я меньше всего думал, что скажут на Западе.
Токаев также рассказал, что после бандиты пытались раствориться среди случайных прохожих. Сбривали бороды, переодевались в гражданскую одежду. Кто-то покинул Казахстан, кто-то скрылся в сельской местности. Следствие покажет: кто стоял за попыткой госпереворота. Касаемо председательства Президента в Совбезе, Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что между ним и Елбасы не было никакого торга.
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
Был разговор о том, что нужно срочно решить вопрос о статусе председателя Совета безопасности. И когда ситуация обострилась, я, скрывать не буду, поставил вопрос, что сейчас обращусь к нации и должен заявить, что я с этого момента являюсь председателем Совбеза. Этот вопрос был решён буквально на ходу.
Комментируя ввод войск ОДКБ, Токаев подчеркнул, что миротворцы не произвели ни одного выстрела. Изначально была договорённость об охране стратегических объектов. С остальным, мол, сами разберёмся. И никаких долгов за это у Казахстана нет и не будет, отметил Президент.
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
Никаких разговоров с Владимиром Путиным относительно того, что мы потом рассчитаемся, естественно, не было. Никаких предварительных условий со стороны Кремля тоже не было.
Прокомментировал Президент и критику казахстанцев по поводу кадровых перестановок. Токаев пояснил, что «косить кадры» не в его правилах. А назначение с улицы чревато последствиями, считает он.
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
На потребу публики менять полностью на 100% правительство и говорить – вот я пришел, я революционер, это не мой метод. Можно, конечно, с улицы людей назначать. И такие моменты в истории бывали. Но это чревато. Дестабилизация и разбалансирование всей ситуации, которая и так достаточно хрупка.
Но изменения ещё будут, пообещал Президент. Но продуманные. А вот переписывать законы и Конституцию Токаев не намерен. Руководить страной он планирует не больше двух положенных сроков.
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
Я не знаю, как долго буду президентом Казахстана, но абсолютно точно знаю, что в соответствии с Конституцией – не более двух сроков. То есть, никакого переделывания законов, тем более, Конституции не будет.
Яна ГЛАДКОВА, СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ:
А вот что касается хвалебных од в свой адрес, то Президент относится к ним отрицательно. Более того, у Токаева на них, цитата, «природный иммунитет». Беседовали с Главой государства и о будущем Алматы. Менять официальное название мегаполиса он не намерен. Также Касым-Жомарт Токаев намекнул, что, возможно, в городе сменится аким. Изменения, к слову, не заставили себя долго ждать.
Я. Гладкова