Тем временем в США решили брать нефть из неприкосновенного стратегического запаса. Каждый день оттуда качать на рынок по миллиону баррелей черного золота. ОПЕК+ тоже не сидят сложа руки. Технический комитет организации отказался от данных Международного энергетического агентства. Причиной в картеле называют занижение данных о добыче. Эксперты считают, что начался передел нефтяного рынка. Как это отразится на ценах? Разбиралась наш международный обозреватель Анара Сюмбаева.
США, стремясь поддержать собственное население, страдающе от подорожания бензина, пошли на беспрецедентный шаг в истории. Решили распечатать святая святых – стратегический нефтяной резерв. Ожидается, что каждый день в течение полугода на рынок будут выводить по одному миллиону баррелей нефти. По мнению Джо Байдена, это позволит нарастить внутреннее производство.
Джо БАЙДЕН, ПРЕЗИДЕНТ США:
Действие, к которому я призываю, со временем действительно изменит ситуацию. Сегодня я даю разрешение на выпуск более 180 миллионов баррелей из стратегического нефтяного резерва. Это нужно для увеличения поставок нефти до тех пор, пока добыча не увеличится в конце этого года.
Эксперты пока видят одни только плюсы. Они убеждены, что, увеличив предложение, можно опустить цены ниже 115 долларов, которые на рынке сейчас. А значит, подешевеет и бензин.
Джордж БОЛЛ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ SANDERS MORRIS HARRIS LLC:
Мировое потребление нефти составляет что-то около 100 миллионов баррелей в день. Мы говорим о выпуске одного миллиона баррелей в течение шести месяцев. Это либо хорошо, либо плохо, в зависимости от того, на какой стороне рынка вы можете спекулировать. С точки зрения большой функции спроса и предложения это особо не повлияет.
Тем временем на страны ОПЕК+, в числе которых и Казахстан, решили отказаться от услуг Международного энергетического агентства в оценке добычи нефти. Сейчас эти функции для картеля выполняют Rystad Energy и Wood Mackenzie. Введенное США эмбарго на российскую нефть тоже не добавляет стабильности. И здесь, ближневосточным партнерам необходимо найти свою линию поведения. Москва, как ни крути, является одним из ключевых игроков и терять такого партнера ни ОАЭ, ни Саудовская Аравия не намерены. Даже если это идет вразрез с интересами ближайшего союзника – США.
Ибрагим АЛЬ-АСИЛ, СТ. НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИНСТИТУТА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА:
Саудовская Аравия, ОАЭ, стараются сохранять нейтралитет и оставаться в серой зоне между теми, кто вводит санкции против России, и самой Россией. И это важно и для их отношений с Китаем. Китай импортирует около 45% своих энергетических потребностей с Ближнего Востока.
Сухейль АЛЬ-МАЗРУИ, МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ ОАЭ:
Мы находимся в условиях, когда все говорят: увеличивайте свое производство, привлекайте больше ресурсов. Но финансовые учреждения, например, колеблются и все еще не решаются финансировать многие нефтегазовые проекты. По сути, они говорят, нам нужно, чтобы вы увеличили производство всего на несколько лет, а после этого: "Большое вам спасибо". Как будто это кран, который вы открываете и закрываете, когда захотите.
После заявления Байдена цены на нефть снизились. Brent торгуется на уровне 104 долларов за баррель. Как поведет себя цена дальше, сказать никто не берется. Слишком нестабилен стал нефтяной рынок на фоне эмбарго США на российскую нефть и последовавшего за этим сокращения добычи. В ОПЕК же склоняются к мысли, что страны-участницы должны действовать вместе и не позволять политике диктовать условия.
А. Сюмбаева