К развитию экономики Казахстана через порты Актау. Грузоперевозки через морские ворота на Каспии за последние несколько месяцев увеличены в два, а то и три раза. Все потому, что порты активно развиваются благодаря непрерывным инвестициям АО «КТЖ» в железнодорожную инфраструктуру. Как это работает? - в репортаже Светланы Султангереевой.
Порт Актау круглогодично открыт для судов всех типов. За последние три года гавань приняла около двух тысяч барж и танкеров. Перевалка грузов превысила 10 миллионов. Это нефтепродукты, металл, зерно и многое другое. Причем, только с начала года перегружено более одного миллиона тонн. Это в 2 раза больше чем за аналогичный период 2021-го. Из них импорт — 110 тысяч тонн, экспорт — 1 миллион 96 тысяч тонн. С увеличением грузопотока морпорт расширяет штат: обучает дополнительно 45 человек.
Абай ТУРЕКПЕНБАЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АО «НК «АКТАУСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ»:
У нас до февраля месяца ходило всего лишь 3 судна, 3 судозахода в неделю было. Сейчас уже, сегодня уже на нашем маршруте уже работает 4 судна. Сейчас, Каспар, азербайджанская национальная судоходная компания добавила еще одно судно и, то есть фактически у нас в ближайшее время уже будет 6 кругорейсов в неделю, представляете, это почти каждый день будет судозаход отправляться.
Актауский Морской Северный Терминал. Отсюда грузы в основном транспортируют в Иран, Россию, Азербайджан, страны черноморского бассейна. Проект «Расширение порта Актау в северном направлении» реализовали в 2014 году. С тех пор возможности перевалки выросли до 3 миллионов тонн в год. В их числе зерновые – 1 миллион тонн и генеральные грузы – 2 миллиона тонн. По словам руководителя северного терминала, реализация проекта увеличила мощность порта Актау в 2 раза.
Азамат КАЖИРОВ, и.о. ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ТОО «АКТАУСКИЙ МОРСКОЙ СЕВЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ»:
Совместно с КТЖ мы осуществляем деятельность по перевалке грузов, непосредственно контейнерных, генеральных и зерновых культур. Перспективы развития у нас по маршруту ТМТМ, то есть увеличение контейнерных перевозок между Актау-Баку и далее по транспортному коридору. Я думаю, что будет очень крупное увеличение, планируется в ближайший квартал текущего года.
А это автомобили, которые прибыли паромом в Актау. Так происходит их разгрузка. В сутки Курык может обслуживать до 8 судов. Через этот порт из Казахстана доставляют нефть, химическую продукцию, металл, товары народного потребления и другое. Импорт - это продукты питания, промышленное оборудование, стройматериалы. И это результаты работы всего за 5 лет. Только в апреле объем грузопотока увеличился в 3 раза.
Серик АХМЕТОВ, ДИРЕКТОР ТОО «ПОРТ КУРЫК»:
В этом месяце мы продолжаем искать наш максимум. Была проведена работа совместно с КТЖ, были выделены дополнительно 2 тепловоза к двум имеющимся. Надо понимать, что порт Курык - это не только транспортировка вагонов, но так, же это и транспортировка автомобильного транспорта, и вся логистика Турции построена на машинах и мы делаем большой акцент так, же на создании коридора для еврофур.
Сегодняшние возможности не предел, отметили в портах Актау. Для полного раскрытия потенциала того же порта Курык, не хватает шести паромов. Сейчас рассматривается вопрос о создании собственного флота, который позволит создать дополнительные мосты между Казахстаном и прикаспийскими странами.
С. Султангереева