Дорожный вопрос испортил всех. В Северо-Казахстанской области назревает скандал вокруг ремонта автодороги местного значения. 17 км районной трассы не могут сдать больше года. Выделенных из бюджета средств не хватило. Чиновники и подрядчики разводят руками - несоответствия в проектно-сметной документации выявили лишь при ремонте. А сельчане говорят: сердце кровью обливается, когда едешь по разбитой дороге, в которую "закатали" миллионы тенге. Анастасия Дроняк разбиралась в ситуации.
Валерий КАЙСАРЧУК, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:
Вот у нас вот такая дорога. Во-первых, люди страдают, ну и мы конечно - товаропроизводители. Для нас это тоже немаловажно. Потери идут - технику бьешь и теряешь пшеницу - сыпется она и прочее. Поэтому дорога — это жизнь.
Эти 17 км автодороги "Кызыласкер - Раздольное" соединяют три самых отдаленных населенных пункта Мамлютского района. Ремонта тут не было с начала 2000-х. Сельчане жалуются: добраться до райцентра - экстрим-аттракцион. Три года назад забрезжила надежда: разработали проектно-сметную документацию на средний ремонт, из бюджета выделили полмиллиарда тенге. Подрядная организация из Жамбылской области за год успела сделать участок в 12 километров. Как вдруг выяснилось, что проектировщики допустили недочёты. Потребовались дополнительные средства. А тут ещё и пандемия "помогла": стройматериалы в цене выросли в разы, и работа встала.
Гали АБДРЕШЕВ, и.о. РУКОВОДИТЕЛЯ ОТДЕЛА ЖКХ МАМЛЮТСКОГО РАЙОНА:
Были пучинистые места. Экспертами были предусмотрены работы "асфальт на асфальт". Если бы так положили бы, работы были бы некачественно выполнены и эффекта как такового не показало бы, дорога была бы неровной и недолговечной. Как-то привлекли компанию, которая разрабатывала ПСД? - Нет. К ним никаких претензионных работ не было. -А почему? Это их вина? В суд не подавали? - Нет, не подавали.
Утверждал ПСД теперь уже бывший главный жкхшник района, а новое руководство метёт по-новому. Вины, мол, и с отдела никто не снимает. Да с кого теперь спрос? Старый начальник ушел, а с ним и концы в воду. В свою очередь генподрядчик утверждает: эти "внезапно появившиеся пучинистые места" до начала дорожных работ предусмотреть было невозможно.
Ильяс БАЙГУЛОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГЕНПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
Мы во время корректировки проекта выполнили 2 км дороги за свой счёт на сумму более 50 млн и завезли щебня. +Сейчас на данный момент ожидаем заявку на финансирование для продолжения работ. Как заявка будет одобрена - продолжим.
Запросили дорожники 360 миллионов тенге. Но чиновники "аппетиты" поумерили: всю сумму в комитете автодорог могут и не одобрить.
Айбек КОРЖУМБАЕВ, ГЛ. СПЕЦИАЛИСТ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА и АВТОДОРОГ СКО:
В текущем году в июле месяце они прошли корректировку, заявились к нам в управление для выделения финансовых средств. Нами уже отработан вопрос в комитете автодорог, направлена заявка на выделение финансовых средств на 2023 год. В текущем году в рамках подпрограмм имеются средства, допустим экономия, думаю часть выделим на приобретение материалов, заготовку материалов, чтобы избежать удорожания на следующий год.
А пока в отделах, управлениях и комитетах решают сколько кому выделить, на отремонтированных 12 км дороги пошли трещины. Более того, два километра из выполненного объема работ уже не прошли техэкспертизу. Асфальт не соответствует заявленной плотности. Это видно и невооруженным глазом, возмущены местные жители.
Николай КОПТЕВ, ЖИТЕЛЬ с. КЫЗЫЛАСКЕР:
Ничего хорошего. Уже полтора года не могут сделать. КамАЗы большие ходят большегрузные, вот выходят "китайцы". Вот уже в месте, где соединено уже крошится.
Сергей САМСОНОВ, ЖИТЕЛЬ с.КЫЗЫЛАСКЕР:
Вас качество устраивает этой дороги? - Нет, не устраивает. Потому что если взялись делать в тот год, сделали бы до конца.
В ситуацию вмешались члены комиссии партийного контроля партии "AMANAT". Партийцы отметили, что проблемный участок взят на особый контроль. А за некачественное выполнение работ спуска не будет ни заказчику, ни подрядчику.
Александр ЗЕЛЬ, ЧЛЕН КОМИССИИ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ СКОФ ПАРТИИ " AMANAT":
Партия взяла на себя обязательства по мониторингу и контролю над выполняемым объемом работ подрядными организациями. Этот вопрос проговорил и Президент в нынешнем Послании, поэтому поручение главы государства и исполнение дорожной карты сегодня является номер1 для партийцев. На автомобильных дорогах области открыты 2 поста партийного контроля. Партия будет контролировать и жёстко реагировать на все несоответствия.
Отмечается, что партийный контроль примет все необходимые меры, касательно партийцев, которые отвечали за эти участки дороги. Всего же в "Дорожной карте" региона до 2025 года запланирован ремонт 3360 км автомобильных дорог, 520 км из которых должны завершить уже к концу текущего года. Это в планах, а как выйдет на деле - будет видно очень скоро.
А. Дроняк