Қазақша Полная версия

Кому на самом деле поможет процедура банкротства физических лиц?

  • AstanaTV
  • 01 ноябрь 2022
  • 2989

Полтора миллиона казахстанцев может стать банкротами – такое мнение высказывают специалисты в ходе разработки законопроекта о банкротстве физических лиц. Многие рассчитывают, что процедура поможет нивелировать проблему закредитованности населения. Другие эксперты уверяют – не всё так просто. Сколько человек объективно сможет объявить себя банкротом, и почему этот процесс нельзя просто назвать списанием кредитов – расскажет Ергали Рамазанулы.

Принятие закона о банкротстве долгие годы ждут если не миллионы, то сотни тысяч жителей страны, погрязшие в долгах и уставшие отбиваться от кредиторов и коллекторов. Этот документ призван помочь освободиться от чрезмерной долговой нагрузки и начать жизнь с чистого листа. Но здесь важно понимать, что статус «банкрот», кроме списания задолженностей, имеет свои последствия.

Документ еще не принят, но известно, что обанкротившись, Вас могут лишить права пользоваться кредитами пять лет. Первые три года финансовое положение гражданина-банкрота будет под наблюдением. На тот же период ему могут запретить покидать страну. Тем не менее, аналитики утверждают, что определенные категории населения от такого закона только выиграют. Тем более что юридические лица уже давно имеют такую же возможность, которая помогает им встать на ноги.

Андрей ЧЕБОТАРЕВ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИТИК:

Для физических лиц у нас нет инстанции последней надежды, то есть кредиторы заставляют до последней капли крови платить эти кредиты. Закон нужен, поскольку – очень важная мысль – он принимается не для тех, кто не хочет платить свои кредиты/долги, а для тех, кто не может. Для тех, кто не хочет платить, у меня плохие новости – этот закон вас не спасет. Платить свои долги все равно надо, вас никто не заставлял их брать – а для тех, кто не может, это шанс начать новую жизнь.

Около семи с половиной миллионов казахстанцев имеют хотя бы один кредит. Многие исправно выплачивают задолженности, хоть это и не всегда легко. Однако, далеко не все согласны с тем, что списание кредитов – это панацея.

Мажилисмены, которые работают над законопроектом, считают, что его принятие должно совпасть с началом всеобщего декларирования, чтобы понимать, кому действительно нужна эта процедура. В Казахстане уже ужесточили выдачу кредитов, останавливают начисление штрафов по просроченным кредитам через 90 дней, дали возможность самим продавать залоговое имущество. Поэтому в комитете по финансам и бюджету убеждены, что банкротство – это самая крайняя мера, на которую пойдут далеко не все.

Юрий ЛИ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН КОМИТЕТА ПО ФИНАНСАМ И БЮДЖЕТУ:

Я думаю, что здесь, наверное, навскидку, 100 тысяч человек должны попасть. Просто говорить сейчас о каких-то цифрах – если мы будем говорить про ту презентацию, которую нам разработчики дали – там 1,5 миллиона человек, которые вышли на просрочку более 90 дней. Но в мировой практике 90 дней – это «хорошие» долги, считается.

Законопроект о банкротстве физлиц сейчас находится в Мажилисе. Рабочие группы регулярно обсуждают все нюансы, чтобы принять максимально взвешенные решения и исключить какие-либо недочеты. Документ обещают принять до апреля 2023 года. Можно ли будет назвать его палочкой-выручалочкой для абсолютного большинства должников – вопрос открытый.

Р. Ергали