Казахстанские авиакомпании могут выйти из «черного списка» ИКАО уже в конце этого месяца. После этого авиаперевозчики смогут выполнять регулярные рейсы не только в страны ближнего, но и дальнего зарубежья. Об этом стало известно сегодня на заседании правительства. Кроме того, уже с будущего года в Астану будут летать восемь новых авиакомпаний, а цены на ряд внутренних направлений, возможно, снизятся. Кстати, по этому ценовому пункту антимонопольные органы и «Эйр Астана» все еще выясняют отношения. Сейчас подробнее.
В сегодняшней кабминовской повестке превалировали вопросы авиации. Так, глава мининвестиций сообщил, что скоро в вопросе «черного списка» ИКАО будет поставлена точка. Проблему Казахстан пытался решить на протяжении семи лет, с тех пор как в 2009 году международная организация запретила нашим авиакомпаниям выполнять полеты в дальнее зарубежье. Несколько лет назад удалось добиться снятия запрета с национального авиаперевозчика «Эйр Астаны». А уже к концу месяца ограничения обещают снять и со всех остальных.
Женис Касымбек, Министр по инвестициям и развитию РК:
23 ноября в Брюсселе будет представлен окончательный отчет министерства по состоянию безопасности полетов. Мы ожидаем, что будет принято решение о снятии ограничений в целом со всех авиакомпаний. Ранее это ограничение было снято с «Эйр Астаны».
По
данным Касымбека, в целом за последние пять лет в гражданской авиации
наблюдается стабильный рост показателей. Количество перевезенных пассажиров
увеличилось на 44%. Только в прошлом году отечественные авиакомпании перевезли
через территорию Казахстана 250 тысяч пассажиров. Планируется, что в этом году
цифра превысит отметку в триста тысяч.
В
министерстве работают и над расширением
географии пассажиропотока. В рамках проведения «ЭКСПО» будет внедрена система
«открытого неба»: в Астану запустят новых иностранных перевозчиков.
Женис
Касымбек, Министр по инвестициям и развитию РК:
Планируем,
что в следующем году сможем открыть 8 новых направлений в Астану - это Прага,
Хельсинки, Вена, Варшава, Будапешт и другие. В 2012 году рынок внутренних
перевозок был полностью легализован, сегодня авиакомпании сами принимают
решение по открытию новых маршрутов. Мы субсидируем 9 внутренних маршрутов.
Основная задача этой программы была соединить столицу с областными центрами.
Теперь мы предлагаем с учетом того, что эта задача выполнена, переориентировать
эту программу на соединение между собой регионов Казахстана.
На
этом фоне перспектив проходят разбирательства
между профильным комитетом Миннацэкономики и «Эйр Астаной». Сегодня на
действия нацперевозчика пожаловался уже сам министр. Куандык Бишимбаев
утверждает, что компания по-прежнему предоставляет не все данные. Поэтому он
будет обращаться в «Самрук Казына».
Комитет же расследует повышение тарифов «Эйр Астаны» на перелеты Астана
- Алматы и Астана - Уральск.
Куандык
Бишимбаев, Министр Национальной экономики РК:
Я,
как член совета директоров, «Самрук-Казына», хочу официально направить запрос в
фонд и, соответственно, в подотчетную компанию по предоставлению всех расчетов,
связанных с себестоимостью выполнения рейсов. После этих данных можно будет
окончательно вынести решение: является ли повышение цены злоупотреблением
монопольным положением или монопольно высокой ценой.
Премьер-министр
потребовал довести работу до логического конца. Если ценообразование
объективно, подчеркнул Сагинтаев, то
вопросов не будет. В противном случае национальный перевозчик должен
быть наказан, согласно законодательству.