Қазақша Полная версия

Предприниматели жалуются на отток посетителей из-за платных парковок в Астане

Сократить количество платных парковок мест в столице предлагают предприниматели. Говорят, с появлением синих полос и паркоматов заметили значительный отток клиентов. Об этом бизнесмены рассказали на встрече с акимом столицы. Однако, в компании, которая зарабатывает на этих парковках, уверены: без платных стоянок город погрузится в хаос. Аргументы сторон выслушал Берик Сеилбек.

Среди множества минусов платных парковок, главный - отток клиентов, говорят столичные предприниматели. К примеру, только в одном торгово-развлекательном центре с появлением такого "удобства", число посетителей уменьшилось сразу на 25% процентов. А это 10 тысяч потенциальных покупателей в день, рассказал представитель ТРЦ. Руслан Избасов отметил, что частная компания, которое получает деньги за стоянки, по факту их не обслуживает. Не чистит и не ремонтирует. Владелец торгового центра рад бы выкупить эту территорию, потому что всё равно тратит на ее благоустройство десятки миллионов тенге, уверяет юрист.

Руслан ИЗБАСОВ, ЮРИСТ ГРУППЫ КОМПАНИЙ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ:

Потому что нам невыгодно, когда у нас парковка стоит, и там плохое покрытие, здесь снег. Когда мы обращаемся в акимат, они говорят, обращайтесь в "Парковочное пространство Астаны". Вообще, это они обязаны по закону обслуживать эту территорию: чистить снег и убирать, и асфальт класть. Мы им звонили пару раз. Они сказали: "Да-да, мы заявки примем". Проходят года, а они не приезжают.

Но представители «Парковочного пространства Астаны» в свою очередь говорят, что территории перед ТРЦ - это госсобственность. Соответственно, отвечать за уборку должен столичный акимат. Выступают в компании и против того, чтобы магазины и бизнес-центры выкупали или арендовали парковки.

Чингиз ДОСЫБАЕВ, ДИРЕКТОР ТОО «ПАРКОВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО АСТАНЫ»:

Допустим, бизнесу передать эти парковочные места - завтра все будут закрываться шлагбаумами, тогда в городе у нас появится другая проблема. То есть это отсутствие вообще каких-либо парковочных мест.

В ассоциации управляющих и сервисных компаний рассказывают, что с властями города договаривались об уменьшении количества платных парковочных мест на треть. Сейчас их 5400. Однако дальше слов дело не пошло. Столичное бизнес-сообщество настаивает на пересмотре этого проекта ГЧП. Говорят, не оправдал ожиданий.

Кайрат КОКЕНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ УПРАВЛЯЮЩИХ И СЕРВИСНЫХ КОМПАНИЙ QAZ PROPERTY:

Нарисовать голубые линии и паркомат – это, наверное, не те инвестиции, которые ожидал город и население, когда подписывали контракт. Вообще в идеале, сама задумка была в том, чтобы из одного парковочного места делать "икс три". Три парковочного места за счет создания многоуровневых парковок, создание сервиса. Для этого и создавался этот ГЧП проект.

Но в "Парковочном пространстве Астаны" идею постройки многоярусных парковочных мест считают утопией.

Чингиз ДОСЫБАЕВ, ДИРЕКТОР ТОО «ПАРКОВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО АСТАНЫ»:

Проезжая часть у нас обслуживает парковочные карманы около дороги. Я пока технически не могу себе представить, каким образом туда на парковочный карман можно обустроить отдельную конструкцию или здание, которое будет предполагать несколько ярусов.

Проект платных парковок по схеме государственно-частного партнерства акимат Астаны и предприятие запустили пять лет назад. За это время, одних только штрафов за неоплаченную парковку местный бюджет получил более двух миллиардов тенге. Также в городскую казну "капает" 5% с каждой транзакции, рассказали в столичном акимате. Чиновники также уверяют, что планируют пересмотреть эти ставки. Обещают изменить правила по аренде территорий частными компаниями.

Жансултан САПАРБАЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТА И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ г. АСТАНЫ:

Мы пересматриваем договор ГЧП, и как раз когда будем пересматривать процент, мы как раз и хотим привлечь палату предпринимателей, «Атамекен», все бизнес-центры, которые у нас есть в городе, и будем вместе работать.

Получат ли предприниматели столицы право на аренду земли вокруг своих торговых и бизнес-центров, пока неизвестно. Сроки тоже не обозначены.