Қазақша Полная версия

Отправлять под трибунал командиров частей за суициды в армии предложили сенаторы

Почти триста казахстанских военнослужащих умерли в армии за три с половиной года. Пятая часть из них - покончили жизнь самоубийством. Сенаторы бьют тревогу: когда родителям из мест призыва перестанет приходить груз 200? Они считают, что командиры частей в случае смерти срочников должны нести ответственность и даже идти под трибунал. Яна Гладкова с подробностями.

Жизнь и здоровье призывников обсудили в Парламенте. Вопрос критичный, поскольку с трагической периодичностью общественность шокируют новости о суицидах и смертях срочников. По данным военной прокуратуры, с 2020-го года в армии умерло 270 военнослужащих. Каждый пятый из них - свёл счёты с жизнью самостоятельно.

Максат КАЗИЕВ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО ВОЕННОГО ПРОКУРОРА РК:

Из них 78 военнослужащих - в 2020 году, 96 - в 2021 году, 85 - в 2022-ом. С начала 2023 года ушли из жизни 11 наших защитников. При этом, 36 процентов всех смертей приходится на болезни, 24 процента - на ДТП, 20 процентов - на суициды.

Сенаторы считают, что навести порядок в местах прохождения срочной службы можно только введением ответственности первых руководителей частей. Вплоть до трибунала.

Геннадий ШИПОВСКИХ, ДЕПУТАТ СЕНАТА ПАРЛАМЕНТА РК:

Если в регионе такая ситуация произошла, когда умер солдат или же какой-то солдат стал инвалидом, то моё личное мнение – первые руководители таких частей должны привлекаться к ответственности, может, даже пойти под трибунал.

Говорили и об ответственности самих призывников. Точнее, тех, кто «бежит» от службы в армии. При чём, в прямом смысле. Речь о североказахстанских уклонистах, которые скрылись от военкомата в соседней России. Их порядка 250-ти. В военной прокуратуре и министерстве обороны о них знают. Но сделать пока ничего не могут.

Максат КАЗИЕВ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО ВОЕННОГО ПРОКУРОРА РК:

Они в любом случае прибудут домой, существует же миграционное законодательство. А обязать их сюда привезти – мы такого права не имеем.

Правда, нарушают закон не все уехавшие североказахстанцы. Надзорный орган установил, что половина из них обучается в соседней стране, что является основанием для отсрочки.