Отменить
практику невозврата авиабилетов. За это сегодня высказались депутаты Мажилиса в
ходе обсуждения сферы казахстанской авиации. Некоторые парламентарии,
расценивают невозможность возврата
билетов, как нарушение прав граждан. Сами
авиаперевозчики высказались против такой нормы, заявив, что в этом
случае вынуждены будут поднимать тарифы. За ходом полемики следила Ольга Чапурина.
Ольга
Чапурина, корреспондент:
Во
время обсуждения поправок в Закон по вопросам использования воздушного
пространства и деятельности авиации было много горячих споров. Оно и понятно. В
последнее время казахстанских
авиаперевозчиков все больше критикуют, чем хвалят. Например, сегодня депутаты
возмутились суммами штрафов, которые предусмотрены для медработников,
скрывающих плохое самочувствие пилотов. По данным Комитета гражданской авиации
за это нарушение предусмотрен штраф 100 МРП, за повторное в 2 раза больше.
Мажилисмены предлагают сократить цифры
вдвое. Мол, зарплаты медиков несоизмеримы с размерами санкций. Однако, глава
профильного комитета Бекен Сейдахметов
идею не поддержал, считая, что смягчение наказания может привести к
трагическим последствиям. По данным ассоциации авиаперевозчиков за последние
пару лет было 130 фактов сокрытия состояния здоровья экипажа.
Владимир
Куропатенко, председатель Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана:
В
Казахстане очень много случаев, когда допускали эксперты с больным сердцем и
люди помирали. На моих глазах второй пилот погиб, который проходил медкомиссию
предполетную, которую отменили, к
сожалению. И дошел до самолета и упал, и умер. Потом выяснилось, что он прошел
так медкомиссию. Я считаю, не только штраф, а надо немедленно освобождать от
занимаемой должности и никогда больше не допускать таких врачей экспертов,
точку поставить, ведь они рискуют жизнью людей.
Невозвратные
авиабилеты еще один камень преткновения. Сейчас они существуют во всех
казахстанских авиакомпаниях. Такие билеты дешевле обычных. В случае, если пассажир решит не лететь, деньги ему
практически не возвращаются. И это нарушает права граждан, - возмущаются
законодатели. Говоря об этом отдельные парламентарии с вопросами обратились к
представителям «Эйр Астаны».
Омархан
Оксикбаев, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:
У
вас там такая градация идет. Если за полгода берешь билет он стоит допустим
Алматы-Астана, он будет стоит за полгода вперед - 15 тысяч тенге. Если в день
вылета – сегодня, по-моему, уже под 100 тысяч. Сколько? 55? Вот 55 тысяч тенге.
Мы давайте тогда в закон вобьем, не меньше что столько-то процентов от
максимальной стоимости билетов. Тогда мы, наверное, наших граждан убережем от
лишнего крохоборства авикомпаний.
Присутствовавшие
на заседании авиаперевозчики с предложением не согласились. Если эта норма
будет принята - они будут вынуждены поднять тарифы.
Серик
Рыс-улы, директор по продажам в СНГ АО «Эйр Астана»:
Если
мы совсем отменим эту тему или скажем, что надо 100% тарифа возвращать, тогда
это неизбежно приведет к какой вещи, то что мы скажем «да», тогда наши риски
увеличатся, мы тогда будем повышать тарифы.
Кстати,
в отношении «Эйр Астаны» все еще идет расследование на предмет установления монопольно высокой
цены на услуги. И, как сегодня в правительстве заявил глава
антимонопольного органа Серик Жумангарин,
авиаперевозчик до сих пор не предоставил всех документов. На это «Эйр
Астане» дано пять дней, - уточнил Жумангарин. Если в указанный срок информация
не будет предоставлена, комиссия примет соответствующие решения. Между тем в
самой «Эйр Астане» уверяют, что информацию Комитету
предоставляют.
Серик
Рыс-улы, директор по продажам в СНГ АО «Эйр Астана»:
Я
не буду комментировать следствие. Но я знаю, что мы предоставляем всю
информацию согласно законодательству, может быть, не так быстро, как
следователи хотели бы. Но как можем так быстро и собираем.
Ольга Чапурина, корреспондент:
В
«Эйр Астане» также объяснили, чем вызваны
высокие тарифы. В этом году, по данным компании, стоимость билетов
выросла на 22 процента. Директор по продажам уточнил, что это связано с
удорожанием запчастей, топлива и самих воздушных судов.
Ольга
ЧАПУРИНА