Имя Саниры Шералиевой является неотъемлемой частью крупнейшего театра Центральной Азии «Астана Опера». Она была отобрана среди тысяч желающих для работы в театре в год его открытия, практически сразу получив важные партии, что было редким событием. Будучи балериной с образованием в Бишкеке, обладающая скульптурными линиями и мощным темпераментом, она была способна исполнить любую роль. На своей родной земле, в Кыргызстане, Санира не раз была отобрана представителем национальной культуры за границей, отправляясь на фестивали и конференции по всему миру: от России до Северной Америки. Она - национальная гордость Кыргызстана. А в 2013 году Санира переехала в Астану. Ее многосторонний талант был высоко оценен многими известными зарубежными балетмейстерами, приезжавшими тогда в Астану по приглашению театра. Например, Елена Шерстнева, известная балерина Мариинского театра, приезжала в в 2015 году, и без стеснений называла Саниру своей любимой артисткой. Она выбирала ее для исполнения сольных партий в «Корсаре» и «Бахчисарайском фонтане». В 2015 году Санира начала преподавательскую деятельность в Астане и являлась одним из лучших педагогов в Казахстане, которая ежедневно проводила общие классы и репетиции со своими талантливыми учениками.
Сегодня Санира Шералиева востребованный преподаватель в США, её приглашают балетные школы Миннеаполиса, Чикаго, Бостона и Далласа . Известно, что далеко не каждый хороший танцовщик способен стать хорошим педагогом или балетмейстером. Но если артист нашел и проявил себя в педагогике, ученики приносят ему заслуженную славу и признание. Ученики Саниры получают уникальную возможность обучаться методике русского балета Агриппины Вагановой через призму ее собственного опыта и мастерства.
Мы поговорили с выпускницей Бишкекского Хореографического Училища им. Ч. Базарбаева , хореографом, артисткой балета, обладательницей национальной премии в области искусства «Золотой хит» в номинации «Хореограф года», лауреатом международных конкурсов и фестивалей, Санирой Шералиевой.
● Санира, расскажите, пожалуйста, почему США? И можете ли вы сказать, что система обучения балету в США отличается от привычной вам?
В конце 2021 года представили американской компании увидели как я танцую и пригласили присоединиться к труппе. Разница часовых поясов не позволила мне сразу ответить на их запрос. Но когда я проснулась, то увидела десятки пропущенных звонков и сообщений, с просьбами присоединиться к команде. Это был канун Нового года, пришлось собираться очень быстро, и уже в начале 2022 я гастролировала по США. Наша программа пользовалась огромным успехом у американского зрителя. Это была международная труппа — лучшие артисты балета со всего мира собрались вместе, чтобы показать идеальный уровень мастерства и профессионализма и удивлять даже самого искушенного зрителя. Спустя полгода гастролей ко мне стали обращаться представители американских балетных школ с просьбой обучать детей авторской методике. Я обучалась по системе Агриппины Вагановой. И была лучшей в балетной школе, уже на втором курсе меня пригласили работать в театр, для девочки моего возраста — это был невероятный успех. Спустя годы мне удалось доработать систему и применить в методе свои собственные знания и умения, бесценный опыт, который я получила за десятки лет в балетном искусстве. Уже в школе я начала преподавать. Сначала малышам, потом детям постарше, а после занимала должность педагога-хореографа в детской студии балета при государственном театре оперы и балета «Астана Опера». Долгое время я не могла определиться, что мне нравится больше: преподавание или исполнение сольных партий на сцене. Поэтому несколько лет совмещала оба направления и, признаюсь, довольно успешно. И мне это не было в тягость, а, наоборот, дети дарили мне очень много энергии.
● Статус исполнительницы сольных партий главного театра страны, работа с лучшими хореографами и педагогами, мировое признание… На первый взгляд, Ваша жизнь кажется абсолютно счастливой и безбедной. Но это далеко не так.
На мою долю, к сожалению, выпало немало испытаний. Одно из них — серьезная травма , полученная еще в школе. С годами напоминала о себе. В моменты сильных нагрузок в театре приходилось очень тяжело, я танцевала с обезболивающими. Было очень тяжело морально. Зачастую восстановление проходило сложно. Прослужив казахстанскому искусству почти десять лет, я определилась, что хочу посвятить себя преподаванию и взращивать лучших балерин мира.
● А ведь профессиональные знания и опыт, которые Вы передаете своим ученицам просто бесценны. Ваш метод преподавания помогает балеринам достичь высокой степени детализации в исполнении каждого движения , что Вы демонстрировали за годы работы педагогом-хореографом в студии при театре «Астана Опера» . А сейчас ваши ученицы в США тоже делают успехи в учебе?
Я горжусь успехами своих учениц и требую от них идеального исполнения на репетициях. Мне важно, чтобы каждая поза была эстетически привлекательна и соответствовала музыкальным нюансам. Балет отличается музыкальностью и осмысленностью каждого жеста. Я никогда не делала поблажек себе и не позволяю их своим ученицам, придерживаясь строгих стандартов обучения, которые мне привили во время учебы в балетной школе и в театре . Думаю поэтому я так востребована в США. Методика обучения русского балета всегда была высоко оценена мировым сообществом. Но помимо моей строгости, у меня очень трепетное отношение к ученикам. Я уважительно отношусь к детям, которые приходят ко мне в 8 утра. Это для них подвиг, я говорю: «Спасибо, что вы пришли». Я стараюсь помочь ученикам раскрыть свои возможности и через свое тело. Танец - это своего рода философия. Ты танцуешь, думаешь, живешь, выражаешь свою позицию. Танец - это огромная сила.
● А ваше обучение проходило тяжело? Насколько я знаю, учебу в балетной школе часто сравнивают с армией.
Когда молодые люди поступают в университет в возрасте 17-18 лет, они иногда сомневаются в своем выборе, хотя уже считаются взрослыми. Когда тебе 7-8 лет ты точно не можешь полностью понять все последствия своих решений и оценить предстоящие сложности. Несмотря на то, что многие предупреждают о грядущих трудностях, в этом возрасте невозможно полностью представить их масштабы. Можно сказать, что театр во мне с пленок. Мои родители известные в Кыргызстане художники, папа делал декорации для главных в стране постановок, то что моя жизнь свяжется с творчеством, было неоспоримо.
Я прошла отбор в школу без особых трудностей и подготовки. Хотя в 2001 году было много желающих. В балете обычно три этапа, которые дети обязаны пройти: I тур — определение внешних сценических данных; II тур — медицинский отбор и обследование; III тур — определение музыкальных, танцевальных и ритмических способностей. После первого меня уже зачислили в школу.
● А на что именно обращают внимание при поступлении в школу? Есть ли критерии, по которым можно подготовить любого ребенка?
На первом этапе это возможно. Но чем старше становятся дети в классе, тем быстрее они отсеиваются. Например, очень важна «Гибкость» — это обязательное условие при поступлении, одно из важнейших физических данных, которые должны быть у будущего артиста балета. Поэтому я как педагог сразу же проверяю предрасположенность ребенка. Также обращаем внимание на «Верхнюю и нижнюю выворотность» — насколько бёдра и пах раскрываются в сторону, может ли ребенок хорошо работать с выворотными ногами. Важны многие различные критерии: прыжок, эластичность стопы, гибкость спины, координация, музыкальный слух. Это действительно длинный список.
Смотрите, на моем потоке было 2 класса, в каждом обучалось около 30 студентов, но до конца обучения дошли только 8 из обоих классов. На выпускном я исполнила 32 фуэте. Мой преподаватель всегда говорила, что это проходной билет для балерины, которая хочет достичь величия. И действительно, это своего рода орудие в арсенале артистки балета, которая претендует на статус солистки. Балерина обязана делать 32 фуэте, но далеко не каждая на это способна.
Балерина должна быть безупречна, иметь не только внешние данные, но и заботиться о себе: беречь свое здоровье и ноги. Мои педагоги говорили «ноги — наш хлеб». Важно думать и правильно распределять нагрузки, соблюдать дисциплину. Несмотря на то, что мир меняется, параметры красоты и совершенства тоже, в балете все безукоризненно, точно так же, как и двести лет назад.
● Чем, на ваш взгляд, отличается искусство балета в США?
Мы отстаем в современном танце. В отличие от Штатов, у нас недостаточно современных трупп, что делает работу в этой сфере сложной. Могу назвать только пару театров в Казахстане, которые могут создавать балеты в стиле модерна и исполнять его на хорошем уровне. Айседора Дункан была первой, кто впервые привез современный танец за океан, в Америке это направление сильно распространено, более того, оно постоянно развивается и моделируется во что-то новое. Балетмейстеры в США стремятся раскрыть индивидуальность артиста, его качества и способности. Если соединить моё образование, опыт в Кыргызстане, Казахстане, России и погружение в систему обучения США, могу твердо утверждать, что я готова создавать новые методики и направления. Что-то невероятно интересное. То, чего балетный мир не видел прежде.