Қазақша Полная версия

Почему затягивается запуск LRT в Астане?

  • AstanaTV
  • 16 апрель 2017
  • 3245

Кстати, к международной выставке в Астане должны были запустить легкорельсовый трамвай. Еще в 2014 году. И с тех пор сроки постоянно передвигаются. По плану местных властей, современный городской транспорт  соединит основные объекты столицы. Общая протяженность свыше  22 км. Мы решили узнать на какой стадии реализации этот проект? Направили три официальных запроса. Ответы пока ждем. От каких структур и в какие сроки, об этом  чуть позже в своем материале расскажет Надежда Палинка. И буквально вчера стало известно,  что аким Астаны Асет Исекешев в Пекине встретился с китайской стороной как раз-таки по проекту строительства легкорельсового транспорта. Интересно, теперь дело сдвинется?

В идеале именно так должна выглядеть система легкорельсового транспорта в Астане. Проект, который планируют запустить уже шесть лет, до сих пор виртуальный. С того времени  в столице сменилось уже три акима, а наземное метро так и не поехало.  На этих кадрах 2011 года президенту показывают макет новой транспортной системы города. В тот же день происходит историческое событие - закладка капсулы по строительству ЛРТ.

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

Всегда сама Астана и все объекты начинались с этого. С закладки первого камня, первого бетона. И все их мы осуществили. Какие бы они грандиозные не были. Даст бог и это сделаем.

Такая  казалось бы перспективная транспортная система все эти годы так и не сдвинулась с мертвой точки. По плану столичная система LRT включает в себя 18 современных станций, 19 единиц подвижного состава и 1 депо. Первая очередь, протяженностью 22 километра, соединит ключевые объекты - аэропорт Астаны, ЭКСПО, Абу-Даби Плаза и новый ж/д вокзал. Маршрут будет пролегать по эстакадному пути, над землей.

Исполнителем масштабного проекта выбрали компанию «Астана LRT». Тогда сообщалось, что компания уже приступила к разработке ПСД. В рамках первой очереди планировалось применить скоростные трамваи французской компании Альстом. Ввод в эксплуатацию планировали в 2014 году. Но планы поменялись. Проект ЛРТ посчитали слишком дорогим и заменили на более экономичный – БРТ. То есть отказались от трамваев в пользу скоростных автобусов. Для этого,  на и не без того узких улицах столицы,  надо выделять дополнительные полосы. Подрядчику деньги  дали. Но, как позже покажет проверка счетного комитета, компания эти деньги не освоит. Аудит проведут в 2015 году. Финансовые нарушения выявили на 9 миллиардов тенге.

Александр Горяинов, член счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета РК:

ТОО Астана ЛРТ представило подтверждающие документы о восстановлении этой задолженности в сумме 9,8 млрд. тенге. Там выделялись трансферты из республиканского бюджета. Сначала выделялось МИР, в дальнейшем деньги через управление автомобильных дорог им туда направлялись и потом уже деньги были перечислены в Астана ЛРТ. Во такая цепочка была.

После этой истории в 2015 году стало известно, что наземные трамваи в Астане все-таки запустят. И это уже окончательное решение. Вопрос на контроле – у главы государства. Год назад в ходе совещания по развитию столицы Елбасы поставил конкретные вопросы перед руководством города. В частности, президент поинтересовался, успеют ли местные власти запустить ЛРТ к выставке ЭКСПО.

Нурсултан Назарбаев Президент Республики Казахстан

Может быть, возможно запустить ЛРТ к ЭКСПО? «Давай поработаем? Мало времени, конечно.

 «Мало времени». - «Или не успеем?». - «Не успеем» - «Потому что тянули столько»!

Тогда замакима Сергей Хорошун отчитался, что завершены подготовительные работы и уже началось проектирование. Кстати, в этот раз без нагрузки на бюджет. На эти цели Казахстан берет деньги у Китая. Соглашение о займе между «Астана LRT» и Госбанком развития КНР был подписано в рамках госвизита Нурсултана Назарбаева в эту страну. Согласно постановлению правительства, к проекту привлекается консорциум в составе китайских компаний – «China Railway International Group» и «Bejin State Owned Assets». Они же внедряли систему легкого метро в 25 городах Китая и других мегаполисах. Что касается заемных средств, то их Казахстан берет на 20 лет под 2,5 процента годовых. Cтоимость строительства ЛРТ китайские инвесторы оценили в 1,9 млрд долларов. Для сравнения французская Альстом только на первую очередь запрашивала 2,3 млрд евро. Примеру Астаны по внедрению ЛРТ  последовала и Южная столица. В этом году там объявят конкурс на выбор подрядчика. Этой новостью в ходе своей отчетной встречи с населением поделился аким Алматы Бауыржан Байбек.

Бауыржан Байбек, аким г. Алматы (20.02.17.):

Вы знаете, в мире ЛРТ это самый экономичный, красивый, экологически чистый транспорт который двигается по пешеходным зонам. Это не дешевый проект.  Он стоит 123 миллиарда тенге. Но это в разы меньше, чем во многих мегаполисах мира.

Вопрос экологии с учетом интенсивного развития Астаны – далеко не праздный. Ежегодный прирост населения, как за счет рождаемости, так и за счет миграции из других регионов страны, сказывается и на автопотоке. Пробки на дорогах стали для Астаны явлением привычным. И, конечно, город от этого чище не становится. Поэтому мы и направили официальные запросы в три структуры, в том числе и в ТОО «Астана ЛРТ». На какой стадии реализации все-таки находится проект легкорельсового транспорта?  В профильном управлении нам обещали ответить в течении месяца, пояснив, что вопрос требует изучения. Пресс-служба же «Астана ЛРТ» сообщила «Избранному», что топ-менеджмент компании на переговорах в Китае. Как раз  по вопросу проекта ЛРТ. О деталях обещали рассказать в начале следующей недели. Интересует и финансовая сторона.  Если задержка в реализации проекта идет по вине казахстанской стороны, то не приведет ли это к выплате штрафа или неустойки? Контракт ведь подписан. В момент подготовки материала стало известно, что аким Астаны Асет Исекешев находится в Китае. На официальном сайте указывается, что в Пекине он ознакомился с работой легко рельсового транспорта, а также встретился с мэром и представителями ведущих китайских компаний в сферах транспорта и строительства. Сообщается, что главы городов обсудили реализацию проекта ЛРТ в Астане. Подробности беседы не раскрываются.

Остается надеяться,  что в этот раз внедрение наземного метро в Астане не сорвется. И в столице все же будет действовать экологичный вид транспорта, обеспечив комфорт, как горожанам, так и многочисленным иностранным гостям. Кстати, с этого года для более эффективной реализации проекта в акимате создали новую подведомственную структуру - ЛРТ-Construction. В ее задачи входит профессионально-техническое сопровождение строительства новой транспортной системы. Результаты работы покажет время.

Надежда Палинка, Самат Орынбаев, Ерасыл Курмангалиев, Специально для программы «Избранное за неделю».