Қазақша Полная версия

Низкая зарплата, дефицит кадров, "феномен работающих бедных": что творится на рынке труда Казахстана?

Ужесточить наказание за отказ от работы предложила министр труда и социальной защиты населения. Светлана Жакупова напомнила на правительственном часе в Мажилисе, что в стране дефицит кадров. Но при этом, многие безработные, не спешат трудится, даже если им предлагают заработную плату в 300 тысяч тенге. Они требуют оклады в разы больше. {КАМ1}Кроме того, в Казахстане появился, и так называемый, "феномен работающих бедных". Что это такое и почему люди уезжают на заработки за границу, расскажет Дильназ Насекенова. 

Ежегодно в Казахстане трудоустраиваются до 1 млн граждан, а уровень безработицы не меняется. На этом фоне даже появился так называемый "феномен работающих бедных". О нем на правительственном часе в Мажилисе рассказал депутат Асхат Аймагамбетов. По его словам, это те люди, которые, несмотря на полную занятость, получают низкую зарплату, на грани черты бедности.

АСХАТ АЙМАГАМБЕТОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "AMANAT":

Смотря на статистику трудоустройства, начинаешь сомневаться в законах арифметики. Ранее на рынок труда ежегодно выходило 200 тысяч человек. В настоящее время этот показатель достиг 250 тысяч. Через 5 лет дойдет до 350 тысяч. Все это показывает на системные проблемы. Если анализировать меры государства по занятости, то можно увидеть, что концептуально за все эти годы они практически не поменялись и в основном носили временный характер.

А основные проблемы рынка труда озвучила глава профильного министерства. По словам Светланы Жакуповой, в стране высокий уровень неформальной занятости. По ее информации, в 2023 году объем фонда оплаты труда, рассчитанный по данным фактических пенсионных отчислений, составил 20 трлн тенге. В то же время по оценкам Бюро национальной статистики он превышает 38 трлн тенге.

СВЕТЛАНА ЖАКУПОВА, МИНИСТР ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РК:

Третий вызов - растущая потребность экономики в кадрах со средним профессиональным образованием. При этом, мы наблюдаем несоответствие между спросом со стороны бизнеса и предложением рабочей силы. спрос на специалистов с профессионально-техническим образованием на 70% превышает потребность в выпускниках с высшим образованием. В то время, как объем предложения рабочей силы среднего и высокого уровня квалификаций остается одинаковым.

Но главный вопрос - дефицит кадров. Так, в этом году наша страна столкнулась с масштабными паводками, которые обнажили проблему нехватки специалистов водной отрасли. А те, кто есть - люди предпенсионного возраста. Так, в 2024 году по специальности "водные ресурсы" из предусмотренных 345 грантов распределено лишь 235. А работать с дипломом идут лишь 20% из них. Аналогичная ситуация в теплоэнергетике.

АЛИБЕК ЖАМАУОВ, ВИЦЕ-МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК:

Да, на самом деле дефицит кадров в тепло- и энергопроизводящих организациях существует. На сегодняшний день эта цифра - более 2 тысяч человек. Несмотря на то, что ежегодно мы повышаем заработную плату для работников данного сектора, например, в прошлом году была увеличена заработная плата на 18%, на сегодняшний день составляет порядка 425 тысяч тенге у среднего специалиста.

По словам Жакуповой, иногда граждане и сами не принимают предлагаемые государством вакансии. Она привела случай из Северо-Казахстанской области, где в селе Сергеевка требовался сварщик с зарплатой в 600 тысяч тенге, однако желающих занять эту позицию не находилось. Кроме того, казахстанцы без образования и опыта не соглашаются на работу с заработной платой в 300 тысяч тенге, прося минимум 800 тысяч. Поэтому министр предложила ужесточить наказание за отказ от работы.

СВЕТЛАНА ЖАКУПОВА, МИНИСТР ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РК:

Если говорить в общем, то все ценности полностью утрачены. Это нужно регулировать не только в воспитательной и идеологической работе, но и законодательно. Мы считаем, что нужно ужесточать законодательство, когда человек отказывается от работы.

Кроме того, в погоне за большими деньгами казахстанцы выезжают работать за границу. Асхат Аймагамбетов подчеркнул, что сегодня государство почти не занимается их трудовыми и социальными правами.

АСХАТ АЙМАГАМБЕТОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "AMANAT":

По разным подсчетам, около 200 тысяч казахстанцев работают в ЕАЭС, а это фактически целая отрасль. Многие нелегально трудятся и в Южной Корее. Причем не на высококвалифицированных работах, а, так сказать, чернорабочие. Или же в Англии собирают клубнику. Сколько таких казахстанцев и почему эти факторы не учитываются в статистике занятости, мы не знаем. Надо понять и принять действительность: наши граждане выезжают на трудоустройство за рубеж, и эта тенденция будет набирать обороты.

Чтобы решить проблему, Минтруда в ближайшие 3 года планируют увеличить количество качественных рабочих мест на 824 тысячи и усилить кадровый потенциал. А в Минпросвещения отметили, что к 2025 году государственный заказ для колледжей составит 150 000 грантов. Кроме того, ежегодно увеличиваются стипендии.