Қазақша Полная версия

Системные коррупционные риски в дорожной сфере выявил Антикор

Искусственное завышение сметы, подрядчики без опыта и ресурсов, отсутствие должного контроля. Именно эти проблемы порождают коррупцию в дорожной сфере. Накануне Антикоррупционная служба провела подробный анализ. Выяснилось, что за пять лет на дорожную отрасль затрачено более шести триллионов тенге. Однако качество дорожной сети по-прежнему оставляет желать лучшего. В проблеме разбиралась Ольга Литвина. 

Разбитые дороги уже давно являются головной болью казахстанских водителей. Например, актюбинские автолюбители рассказывают: в некоторые районы города стараются даже не заезжать. "Жалко машины", - признаются они.

БЛИЦ-ОПРОС:

- «Состояние дорог очень плохое. Я даже сейчас не вспомню, где у нас есть хорошие дороги. Машина страдает, постоянно диски гнутся, приходиться менять».
- «В сторону Хромтау дорогу хоть и делают, но только латают сверху, дорога слабая. От безысходности приходиться ездить».
- «Проедьте по любой улице, везде кусками асфальт! Я в доставке работаю, постоянно за рулём. Только в центре дороги хорошие, а есть такие районы, где только щебнем дорогу засыпают и всё».

По данным антикоррупционной службы, за последние пять лет на дорожную отрасль затрачено более шести триллионов тенге. Но вложенные средства ситуацию не изменили. Только за последние два года в госорганы поступило более 20 тысяч жалоб на низкое качество дорог. Причём большинство казахстанцев связывают это с коррупцией при строительстве и ремонте магистралей. К слову, только с начала года в этой отрасли было зарегистрировано 24 уголовных дела.

АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ:

«Внешний анализ показал наличие системных коррупционных рисков на всех этапах строительства и ремонта дорог, начиная с планирования, заканчивая контролем и содержанием. Уже на первоначальном этапе неправильно определяются проблемные участки, ремонтируются дороги, на которых недавно проводились работы. При проектировании смету искусственно завышают за счет излишних объемов работ и материалов. Контракты нередко заключаются с подрядчиками без опыта и ресурсов, с одного источника или в условиях картельного сговора. Никем не контролируется привлечение субподрядных организаций».

В Актобе в этом году провели масштабную реконструкцию дорожной сети. Было отремонтировано 15 улиц или 98 километров городских дорог. Работы находились на особом контроле и у членов партии «AMANAT».

РУСЛАН БУСУРМАНОВ, ДЕПУТАТ АКТЮБИНСКОГО ГОРОДСКОГО МАСЛИХАТА, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:

«В период строительства сами выезжаем с коллегами, смотрим качество. В основном акцент идёт на толщину асфальта и качество, то есть, как укладывается, при какой температуре. Мы знаем, что температура укладки горячего асфальта минимум 120-130 градусов должна быть. На это основной акцент идёт и на качество асфальта».

Качество дорожных работ отслеживается партийцами по всей стране. Также работы на контроле держат местные власти, «Казавтожол» и Антикор. Последние, кстати, дали ряд рекомендаций по устранению коррупционных рисков.

ОЛЬГА ЛИТВИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

«Чтобы сделать процесс строительства дорог максимально прозрачным, необходимо пересмотреть функционал экспертизы проектов и технадзора, усилить полномочия Национального центра качества дорожных активов, а также создать цифровую карту дорог. Некоторые из этих рекомендаций уже апробируются в регионах.