Қазақша Полная версия

Демпинг в строительной сфере при проведении тендеров доходит до 40%, - НПП «Атамекен»

  • AstanaTV
  • 16 март 2018
  • 2726

Демпинг в госзакупках, компании-пустышки, лицензии на строительство - это далеко не все коррупционные риски в строительной индустрии Казахстана, - рассказали нашему каналу в  палате предпринимателей «Атамекен». Там подсчитали, что сегодня на рынке существует больше тысячи организаций без опыта работы, собственных строителей и техники. Но при этом они имеют разрешение на возведение зданий. Такую компанию можно приобрести любому человеку, объявления публикуются в интернете. Эту тему изучил Адиль Онербаев. Сейчас он с нами на связи.  Адиль, за какую сумму можно стать  владельцем стройкомпании?

Адиль Онербаев, корреспондент:

Для этого нужно иметь достаточный финансовый капитал. 3 млн тенге. За эту сумму можно купить строительную компанию с лицензией второй категории. Более серьезная организация с разрешением первой категории обойдется дороже - 35 тысяч долларов, - рассказали нам в палате предпринимателей.

Лицензии выдают в государственном архитектурно-строительном контроле - ГАСКах, которые находятся в ведении акиматов. Конкретных правил и критериев для кандидатов нет, уточнили в палате предпринимателей. Учитывается, пожалуй, только наличие в компании хотя бы одного аттестованного специалиста, но и тут есть свои правила игры.

Аспена Досматанова, директор Департамента строительства НПП «Атамекен»:

Они подают документы на получение лицензии, и обладает только один специалист, который уже на пенсии. Он номинально числится в этой компании, потом когда компания лицензию получила, он этот пенсионер сидит у себя дома. А сотрудники, которые активные и не имеют соответствующего аттестата, осуществляют ту или иную строительную или проектную деятельность.

Адиль, удается ли таким компаниям выигрывать тендеры в госзакупках? Что об этом рассказали в палате предпринимателей?

Адиль Онербаев, корреспондент:

Для победы в тендерах подобные стройкомпании, как правило, устраивают  демпинг. Понижение стоимости практически гарантирует победу в тендере. Еще одна проблема - надзор, - отмечают в палате предпринимателей. Что касается демпинга, то, порой, доходит до абсурда. К примеру, в Кызылординской области в 2016 году  одна из компаний предлагала вести технический надзор за строительством дороги  за 1 тиын. О качестве такого надзора говорить, конечно, не приходиться.

Спасибо, Адиль. На связи со студией был наш корреспондент Адиль Онербаев. Подробнее о теневой стороне строительного рынка он расскажет в это воскресение в  «Избранном за неделю».


А. ОНЕРБАЕВ