Қазақша Полная версия

«Мараловодческая отрасль в упадке», - владельцы хозяйств

  • AstanaTV
  • 17 июнь 2018
  • 3101

Долгие годы в Восточном Казахстане разводят оленей и маралов. А полученные панты используют в лечебных целях: выпускают препараты, пищевые добавки и бальзамы. Но, мараловодство не самый прибыльный бизнес. Несмотря на то, что с прошлого года впервые были выделены государственные субсидии на поддержку племенного поголовья уникальных животных, денег все равно не хватает, жалуются владельцы мараловодческих хозяйств. Сегодня в регионе открыты десятки оздоровительных центров, жители отдаленных сел получили работу. Однако, как признаются сами фермеры, им приходиться работать в убыток. «Отрасль в упадке», - описывают нынешнее состояние бизнесмены. Популярные алтайские панты уходят в основном в Южную Корею, да и то в виде сырья и по низким ценам. В стране утренней свежести потребление лечебной продукции уже достигло СТА грамм на человека, в то время как на каждого казахстанца приходится чуть больше одного грамма целебной жидкости. Ирина Якунина беседовала со специалистами.

Пришли теплые деньки и в мараловодческом хозяйстве начался самый ответственный период. Идет срезка пантов. За этим процессом, взвешиванием и учетом целебной короны маралов внимательно следит лично глава хозяйства Мистер ЧО. Долгие годы он был партнером казахстанских мараловодов, а несколько лет назад выкупил ферму. Бизнесмен говорит, что в Корее пантокриновая продукция очень ценится. Ее добавляют в пищу как сахар или соль. И в год на каждого жителя Южной Корее приходится 100 граммов этого лечебного продукта, тогда как казахстанцы употребляют чуть больше одного грамма.

Ирина Якунина, корреспондент:

Только здесь в естественной среде обитания можно увидеть срезку пантов маралов, сами рога мягкие и теплые на ощупь, вес каждого более 7 килограммов. Но бывают и рога рекордсмены весом по 15 кг. Самые смелые сразу пробуют кровь, говорят, что по вкусу она напоминает гематоген.

Ержан Байзаков - управляющий хозяйства. Его называют - «гуру мараловодства». О чудодейственном свойстве рогов грациозных животных может рассказывать часами. В прошлом году мараловодческое хозяйство экспортировало фармацефтическим фабрикам Южной Кореи 860 килограммов пантов. Но, этого объема очень мало, говорят фермеры. хозяйство же готово поставлять намного больше, но нет денег на развитие. А получаемых от государства средств — не хватает. 

Ержан Байзаков, управляющий мараловодческим хозяйством, ВКО:

На данный момент мараловодческая отрасль ВКО находится в упадке, если честно сказать. На данный момент наше мараловодческое хозяйство за время моей работы лишь дважды получало субсидии 4 года назад 18 млн. И 23 млн. на маточное поголовье. У нас 1,5 тыс. голов и 23 млн не хватает. У нас только заготовка на корма, я просчитал, уходит около 40 млн.

Расходы — это не только содержание животных, но и ветпрепараты, горючее, зарплата, техника и налоги. Вот и приходится сбывать пантокрин в виде сырья. А это экономически не выгодно, говорят мараловоды. Если раньше килограмм пантов стоил тысячу, то сегодня 270 долларов. Планы есть. Но, открытие цеха по переработке, выпуск бадов и эликсиров- дело затратное. Нужны длинные деньги под небольшие проценты. Или субсидии государства, которые поступают не всегда. В прошлом году, по словам главы хозяйства, из требуемых 50 млн. выделили меньше половины. Денег на маточное поголовье не хватило.

Мистер Чо, владелец мараловодческого хозяйства:

В прошлом году она дали, а два года назад не дали я не знаю почему это. Я новый марал хочу покупать, ремонт новый трактор. Я марал люблю сейчас 1.5 еще хочу 1,5 тыс. купить хочу 3 тыс.

Мараловодческие хозяйства — единственное место работы для жителей отдаленных сел Восточного Казахстана. Панто-лечебницы открывают с тем, чтобы заработать за короткое лето. Сейчас в области их более 30-и. Иностранцы считают, что казахстанцы до конца не понимают, каким богатством обладают. 

Мистер Чо, владелец мараловодческого хозяйства:

В Корее для здоровья пантокрин кушают, не молодые, а старые. 100%. Поэтому очень хорошо. Я думаю через 3-4 года придет это сюда».

Недельный прием фито бочки с пантокрином и целебными травами поправит здоровье человека на 80%, говорит медик Гульнар Мустафина. Цены ставили с учетом спроса. К примеру, курс лечения для пенсионеров с питанием и проживанием обойдется в 80 тыс. тенге. Чуть больше придется опалтить обычным посетителям.

Гульнар Мустафина, медицинский работник пантолечебницы:

Ежегодно лечится 5-7 дней никому не вредит только во благо здоровья. И если мы хотим свою нацию оздоровить, то необходимо вкладывать деньги, и в первую очередь государству.

Сами казахстанцы мало информированы об этом направлении. Многие же считают пантолечение недоступным. А вот жители Южной Кореи о чудодейственном свойстве казахстанского пантокрина знают куда больше, чем местные жители.

Рекламы мало, не все знают действия, боятся. Больше связано с экотуризмом, надо чтобы развивалось. 

О развитии отрасли на конгрессе мараловодов говорили специалисты из17 стран мира. доктор медицинских наук Александр Шакула, который занимается восстановлением и реабилитацией космонавтов после полетов, заявляет, что марал - это живое золото. Поэтому пантолечение необходимо сделать доступным и обязательным для всех без исключения, - считает специалист.

Александр Шакула, доктор медицинских наук, профессор г. Москва: 

Главное, чтобы производители понимали важность качественного выращивания, качественной технологии переработки и методики применения.

Сергей Королев, мараловод, РФ:

Если мы на основе пантокриновой продукции будем внедрять технологии, то у нас дети будут здоровыми и нам не нужно будет 25 % бюджета отдавать на здравоохранения.

В этом году члены палаты мараловодов Восточного Казахстана написали программу, где обозначили условия и объемы субсидирования отрасли. Отправили в профильное министерство.

Так на первом этапе в 2018 году сумма субсидий должна составить больше одного миллиарда тенге. Это и развитие племенного поголовья и строительство лечебниц. Мараловоды подсчитали, что за три года работы программы, производство пантов вырастет более чем на 30%. Дополнительной работой будет обеспечено 350 человек.

Вместе с этим появится реальная возможность продавать не только сырье, но и наладить выпуск продукции на основе пантокрина. Кстати, панто эликсир, производимый Катон-Карагайским оленьим парком, уже несколько лет входит в обязательный рацион космонавтов.

Ирина Якунина, Руслан Ли, специально для программы «Избранное за неделю».