Колебания
курса тенге и отсутствие процедуры страхования валютных рисков тормозит проект
строительства моста через Бухтарминское водохранилище. Его стоимость по
подсчетам специалистов превышает 30 миллиардов тенге. В числе потенциальных
инвесторов значатся Европейский банк реконструкции и развития и ряд зарубежных
компаний. Но сейчас они беспокоятся за удорожание проекта. Уже готова проектно-сметная документация, но нет
источников финансирования. О стратегической важности Бухтарминского моста Ирина
Якунина.
Паромная
переправа через Бухтарминское водохранилище, как дорога жизни для Курчумского и
Зайсанского районов. Водным путем
ежедневно с 7 утра и до 9 вечера туда доставляют абсолютно все -
продукты, уголь, медикаменты. Но как рассказывают местные жители, непогода
может в любой момент внести коррективы в график переправы людей и грузов.
Кайрат
Кабдешев, житель Курчумского района ВКО:
9
часов уже паром закрыт и кругом через Зайсан надо больным ехать, а кому это
охота я три года таксую. Сколько раз оставались без переправы машин много не
можем попасть драки были, всякое было.
Переправа
на пароме - удовольствие не из дешевых. С легковой машины берут от полутора
тысяч тенге, в зависимости от объема двигателя. С грузовой более 7 тысяч
тенге. Вот и получается, что паромные
надбавки есть во всем: от стоимости молока до детских памперсов. Для примера: в
Усть-Каменогорске тонна угля стоит 8тысяч 300 тенге, в Курчуме уже 18 тысяч
тенге.
Роза
Тлеубаева, жительница Курчумского района ВКО:
Товары
приобретаем все высокие цены. Высокие потому, что прибавляется двойной путь и
поэтому это очень актуально на сегодня. Но я не знаю почему не решается,
наверное, власти не находят средств.
Проектно-сметная
документация обошлась бюджету области в 260 миллионов тенге. Она прошла госэкспертизу.
Осталось договориться с инвесторами строительства моста. Однако, как заявил на
встрече с сенаторами аким области, отсутствие страхования валютных рисков
отодвигает реализацию этого проекта не неопределённый срок.
Даниал
Ахметов, аким Восточно-Казахстанской области:
К
сожалению, сегодня встал огромный вопрос, который пока не решен - это возможные
риски. Проект будет долгостроем 5 лет. Длина перехода около 1,5 км, только по
водной части плюс дороги и тогда инвестор задает вопрос, а что делать с
курсовой разницей? кто будет компенсировать или страховать валютные риски? Вот
проблема, с которой мы столкнулись и по Бухтарме и по другим соц. проектам.
Мост
связал бы три района Курчумский, Зайсанский и Катон-Карагайский. Если переправа не работает из-за погоды, и в
период, когда нет ледостава, жителям приходится ездить в объезд, через
Зыряновский район, а это крюк в 500 километров.
Ирина
Якунина, корреспондент:
Между
тем отсутствие моста не позволяет разрабатывать медное месторождение в
Курчумском районе. Сельчане не могут
выгодно продать собранный урожай. Инвесторы не спешат вкладывать деньги в
социальные и туристическое проекты. За последние годы население Курчумского
района сократилось с 45 до 30 тысяч человек. И одна из причин оттока населения
- тоже касается переправы через Бухтарму.
И. ЯКУНИНА