Қазақша Полная версия

Строительство моста через Бухтарминское водохранилище тормозят валютные риски

  • AstanaTV
  • 17 сентябрь 2018
  • 3686

Колебания курса тенге и отсутствие процедуры страхования валютных рисков тормозит проект строительства моста через Бухтарминское водохранилище. Его стоимость по подсчетам специалистов превышает 30 миллиардов тенге. В числе потенциальных инвесторов значатся Европейский банк реконструкции и развития и ряд зарубежных компаний. Но сейчас они беспокоятся за удорожание проекта. Уже  готова проектно-сметная документация, но нет источников финансирования. О стратегической важности Бухтарминского моста Ирина Якунина.

Паромная переправа через Бухтарминское водохранилище, как дорога жизни для Курчумского и Зайсанского районов. Водным путем  ежедневно с 7 утра и до 9 вечера туда доставляют абсолютно все - продукты, уголь, медикаменты. Но как рассказывают местные жители, непогода может в любой момент внести коррективы в график переправы людей и грузов.

Кайрат Кабдешев, житель Курчумского района ВКО:

9 часов уже паром закрыт и кругом через Зайсан надо больным ехать, а кому это охота я три года таксую. Сколько раз оставались без переправы машин много не можем попасть драки были, всякое было.

Переправа на пароме - удовольствие не из дешевых. С легковой машины берут от полутора тысяч тенге, в зависимости от объема двигателя. С грузовой более 7 тысяч тенге.  Вот и получается, что паромные надбавки есть во всем: от стоимости молока до детских памперсов. Для примера: в Усть-Каменогорске тонна угля стоит 8тысяч 300 тенге, в Курчуме уже 18 тысяч тенге.

Роза Тлеубаева, жительница Курчумского района ВКО:

Товары приобретаем все высокие цены. Высокие потому, что прибавляется двойной путь и поэтому это очень актуально на сегодня. Но я не знаю почему не решается, наверное, власти не находят средств.

Проектно-сметная документация обошлась бюджету области в 260 миллионов тенге. Она прошла госэкспертизу. Осталось договориться с инвесторами строительства моста. Однако, как заявил на встрече с сенаторами аким области, отсутствие страхования валютных рисков отодвигает реализацию этого проекта не неопределённый срок.

Даниал Ахметов, аким Восточно-Казахстанской области:

К сожалению, сегодня встал огромный вопрос, который пока не решен - это возможные риски. Проект будет долгостроем 5 лет. Длина перехода около 1,5 км, только по водной части плюс дороги и тогда инвестор задает вопрос, а что делать с курсовой разницей? кто будет компенсировать или страховать валютные риски? Вот проблема, с которой мы столкнулись и по Бухтарме и по другим соц. проектам.

Мост связал бы три района Курчумский, Зайсанский и Катон-Карагайский.  Если переправа не работает из-за погоды, и в период, когда нет ледостава, жителям приходится ездить в объезд, через Зыряновский район, а это крюк в 500 километров.

Ирина Якунина, корреспондент:

Между тем отсутствие моста не позволяет разрабатывать медное месторождение в Курчумском районе.  Сельчане не могут выгодно продать собранный урожай. Инвесторы не спешат вкладывать деньги в социальные и туристическое проекты. За последние годы население Курчумского района сократилось с 45 до 30 тысяч человек. И одна из причин оттока населения - тоже касается переправы через Бухтарму.

И. ЯКУНИНА