Қазақша Полная версия

На дорогах Казахстана уже год работают электронные системы взвешивания большегрузов

  • AstanaTV
  • 27 февраль 2014
  • 3591

Использовать прицепы, получать специальные полугодовые разрешения на перегруз и проходить контрольное взвешивание советуют в Министерстве транспорта и коммуникаций собственникам большегрузных авто. Напомню, некоторые перевозчики усомнились в исправности электронных систем взвешивания транспорта, которыми Минтранском активно заменяет стационарные посты и которые, к слову, считают очень эффективными: количество выявленных нарушений выросло в 3,5 раза. За счет штрафов госказна пополнилась на 715 млн тенге против 195 млн предыдущего года.

Теперь эти суммы пойдут на ремонт автотрасс, беспощадно разбитых крупногабаритным автотранспортом, которые движутся по трассе с перегрузом. За этой темой следит моя коллега Ботагоз Саркулова.


Электронные системы взвешивания или «арки», как их называют грузоперевозчики, работают вот уже год. Новшество не только помогает содержать, а точнее, сохранять дороги в надлежащем виде, но и видеть реальный грузопоток на казахстанских трассах. С момента введения через них прошло уже более миллиона транспортных средств. «Обкатка» новой системы не обошлась без критики. В основном со стороны водителей. Мол, штрафы за перегруз не всегда обоснованы. С другой стороны, сами же грузоперевозчики говорят, что поборы остались в прошлом. Это подтверждают и в профильном ведомстве.


Асет Асаубаев,  председатель Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК:


Если до сегодняшнего дня имели место факты поборов на стационарных постах, решение вопроса за превышение на дорогах без оплаты штрафа и т.д., данная автоматизированная система позволяет исключить эти негативные факторы. То есть это исключает фактор поборов и взяток на дорогах.


По словам председателя комитета, данная система фиксирует весогабаритные параметры авто в движении, не останавливая его. И при этом транспортное средство движется с определенной скоростью, тем самым исключаются неоднократные остановки. В Минтранскоме также  пояснили позицию ведомства по двум случаям. Первый, как мы до этого рассказывали, касается актюбинского предпринимателя Евгения Щепетнова. C его слов, через три недели после рейса он получил предписание на оплату штрафа за превышение осевых нагрузок в размере чуть более 346 тысяч тенге. Второй случай - компанией "Рокос". "В случае с "Рокосом" GPS является средством контроля, но не  средством измерения", - пояснил Асаубаев.  Предприниматель же Евгений Щепетнов говорит, что выставленный штраф пришлось оплатить, так как не смог ничего доказать.


Евгений Щепетнов, предприниматель (съемка от 12.02.14):


Перегруза у меня не было. Груз был 17,5 тонн, машина весит 18 тонн, то есть соответственно еще и не доставало до разрешенной массы. Я ничего не смог доказать, просто оплатил штраф 346 тыс. и все.


По данным Минтранскома, на тот момент система взвешивания в Аулиеколе, о которой рассказывал актюбинский бизнесмен, не была сертифицирована. А предписание на оплату штрафа могут формировать только прошедшие эту процедуру системы взвешивания. Этим и объясняется отсутствие штрафных предписаний с этого пункта контроля. В ведомстве признают, что стационарных контрольных весов по Казахстану действительно не много - всего 5, но вот передвижных постов транспортного контроля 32, поэтому перед выездом предпринимателям советуют узнать расположение ближайшего поста в ситуационном центре и провести контрольное взвешивание.

Более того, в Минтранскоме приняли решение оснастить арки информационным табло. Тогда данные о перегрузе можно будет узнавать сразу и в зависимости от ситуации вызвать мобильную бригаду для контрольного взвешивания.


Не обошлось и без курьезов: пока в Министерстве транспорта и коммуникаций занимались вопросом усовершенствования арок, а одни предприниматели думали, где пройти контрольное взвешивание, другие перевозчики проезжали ровно посередине дороги. Уверенные, что некорректный проезд обманет систему.


Темирхан Мендыгалиев, заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МТК РК:


Это является некорректным проездом транспортного средства, и на дорожную полосу, прямо перед аркой, нанесена двойная сплошная линия, которую транспортное средство согласно правилам дородного движения не должны пересекать.


Такой маневр фиксируется камерами, и нарушителей будет ждать ближайший передвижной пункт. Не только с контрольными весами, но и штрафом за пересечение двойной сплошной полосы. Между тем, в соседней России вводится дополнительный налог  для большегрузов, общий вес которых превышает 12 тонн. Эта норма будет введена уже в ноябре текущего года. Плата будет взиматься за каждый километр пути.

Ясно одно, что в любом случае сохранность дорог - это ключевой фактор для обеспечения устойчивой работы автодорожной сети. Стоит отметить, что ныне действующий в Казахстане механизм транспортного контроля апробирован во многих странах мира и полностью оправдан. И сегодня активно внедряется на просторах СНГ.


Ботагоз САРКУЛОВА