Выпускники
профессионально-технических колледжей должны быть востребованы. Об этом в
Усть-Каменогорске говорили на республиканском форуме по внедрению дуальной
системы обучения. Пилотные проекты
отечественного Минобразования показали, что те студенты, кто подкрепляет теорию производственной
практикой, сегодня буквально нарасхват. О том, что нужно сделать, чтобы на
предприятия приходили не просто специалисты с дипломами, а подготовленные
профессионалы, узнали наши корреспонденты.
Два года назад в
Восточном Казахстане запустили пилотный проект по улучшению
системы технического и профессионального
образования. Первыми свои площадки для молодежной практики предоставили
промышленные предприятия. Не секрет, что работодателям приходилось в буквальном
смысле переучивать молодых специалистов.
Студент Павел Антонов вспоминает, что
еще недавно теоретические знания не мог применить на практике. А сегодня он
бригадир молодежной практики.
Павел Антонов,
специалист машиностроительного производства:
Если смотреть
наше образование, то там отстает качество подготовки специалистов, старое
оборудование, а здесь все современное, и хороший потенциал в дальнейшем.
Итоги
эксперимента впечатлили не только производственников, но и чиновников. Студенты, которые более 50% учебного процесса проводили на
предприятиях, становились не только специалистами, но и гарантированно получали
рабочие места.
Тамара
Дуйсенова, Министр труда и социальной защиты РК:
Мне понравилось,
что они работают непосредственно с вузами и ТиПО для подготовки им
специалистов, и вот эта преемственность обучения и прохождение практики и адаптации к производству - это
очень хорошо. И мы как раз пришли сюда, чтобы рекомендовать этот опыт.
Рекомендуемый
опыт – это, прежде всего, подготовка специалистов по заявкам предприятий. Выпускать массово токарей или сварщиков сегодня нет
необходимости. В образовании, как в
бизнесе, спрос должен рождать предложения. Работодатели готовы делать заказы и даже снабдить колледжи оборудованием, а свои площадки предоставить
для практических занятий, необходимо
лишь законодательно это разрешить.
Геннадий
Будкевич, директор технического колледжа
г. Костанай:
Самое главное,
чтобы работали законы, чтобы предприятия были подтверждены теми
законодательными актами, чтобы не приходилось изворачиваться при оказании
помощи тому или иному учебному заведению, и
мы бы развивались, и предприятия
получали бы качественных специалистов.
Решить вопрос
пообещал Министр образования и науки. Ведь первый пилотный проект молодежной практики не оказался комом. Если в 2011 году результатом сотрудничества
колледжей и предприятий Восточного Казахстана стало трудоустройство 35% выпускников,
то в 2013 году больше половины выпускников получили рабочие места.
Аслан
Саринжипов, Министр образования и науки РК:
Вот эти модели
мы будем отрабатывать здесь, в ВКО, и дальше распространять на другие регионы
РК. В этом году мы планируем ввести поправки
в закон об образовании касательно дуальной системы, и для второй пятилетки индустриализации будем
готовить профессиональные кадры.
Уже с нового
учебного года предприятия и колледжи начнут работать в одной связке, а значит, будут нести обоюдную
ответственность за подготовку кадров.
Ирина
ЯКУНИНА