Қазақша Полная версия

В Астане прошла Международная конференция «Транс Евразия - 2014»

  • AstanaTV
  • 22 май 2014
  • 929

Казахстан не намерен отказываться от проекта «Единого Евразийского неба». Министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Даниал Ахметов подтвердил сегодня, что работа по нему не останавливалась. Перспективные сухопутные, воздушные, морские транспортные логистические цепочки обсуждали сегодня в Астане участники международной конференции «Транс Евразия - 2014». Она проходит в рамках седьмого Астанинского экономического форума. Главная тема - наследие и возрождение Великого Шелкового пути. Ирина Исакина следила за обсуждением.

По земле, воде и воздуху: древний Шелковый путь прирастет единым евразийским небом, новыми автомобильными и железными дорогами. Наследники Шелкового пути намерены сделать его экономичным и комфортным, выйти к морю, создать транспортные и авиахабы.

Одни из самых амбициозных проектов, их предлагает Казахстан: строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Минск - Москва - Астана - Алматы. Он потянет за собой модернизацию сети действующих и автомобильных дорог. Особенно тех, что на западе идут к европейским, на востоке - к китайским транспортным системам. И канал Евразия - Каспий - Черное море. Жд магистраль позволит создать новую сеть транспортных хабов. Ими, считают в Астане, могут стать казахстанская столица и Казань в России. Она закроет потребности центральной части России, Астана, как транспортный узел, позволит решить проблемы пассажиропотока Казахстна, Южного Урала и Западной Сибири.

Бакытжан Сагинтаев, первый вице - премьер РК:

Для Казахстана, как для самой крупной страны, не имеющей выхода к морю, создание эффективной национальной транспортной инфраструктуры и ее последовательная интеграция в мировую транспортную сеть является определяющим фактором экономического роста. Сегодня доля транспортной отрасли в ВВП страны - 7,5%. В прошлом году объем перевезенного груза всеми видами транспорта вырос до 288 миллионов тонн. А пассажирооборот составил 17 миллиардов пассажиро - километров. Транзит - 18 миллионов тонн, доход - порядка одного миллиарда долларов.

По данным ООН, страны, которые не имеют собственного выхода к морю, оплачивают свое географическое положение довольно дорого, теряя на перевозке товаров до 25% ВВП. Казахстан для себя эту проблему частично решил, в рамках создания Евразийского союза, договорившись с Россией об использовании морских портов. Де - юре они принадлежат РФ, но де - факто казахстанские компании будут пользоваться ими на равных с россиянами условиях. Астана, Москва и Минск создают единую логистическую компанию, которая объединит все три жд системы. Китайские товары получают «зеленый коридор» в Европу.

Даниал Ахметов, член коллегии по энергетике и инфраструктуре ЕЭК:

В результате доля транзитных перевозок из Китая в ЕС через территорию единого экономического пространства жд транспортом увеличится в 10 раз и составит 7%. Доходы от инфраструктуры составят - 1, 5 млрд долларов, кумулятивный эффект - ВВП наших стран - свыше 11 миллиардов, будет создано 43 000 рабочих мест. Таков предполагаемый эффект реализации этого проекта. Проект движется, он не стоит на месте, мы в ближайшее время приступим к реализации.

В силе остается и проект единого евразийского неба. В евразийской экономической комиссии отмечают, что по срокам пока ничего определённого сказать нельзя, но то, что намерение приобретает все более реальные черты - подтверждают.

Даниал Ахметов, член коллегии по энергетике и инфраструктуре ЕЭК:

Мы должны понимать, что сегодня авиация Казахстана и Белоруссии неконкурентноспособна с Российской Федерацией, поэтом это будет этапность, создание конкурентных условий, это не говорит о том, что реализация проекта начнется сегодня или завтра, это говорит о том, сделать, чтобы подготовить авиационную отрасль Казахстана и Белоруссии, мы понимаем, что это многоходовое и многоэтапное явление. Но двигаться по этому пути, безусловно, нужно.  

Единая транспортная жд система Астаны, Москвы и Минска создается с оглядкой на Европейский союз: там сейчас сделано несколько серьезных шагов по либерализации, страны ЕС идут навстречу друг другу и по тарифам и условиям. Евразийская интеграция порой выстраивается, что называется, «с колес».

Эдуард Каплан, руководитель транспортной компании:

Мы в этом режиме ежедневно работаем, особенно недостаточно развитой нормативно - правовой базы, мы, может это нескромно, логистические операторы, и являемся одними из главных интеграторов: когда грузоотправители с одной стороны, перевозчики с другой стороны, порты, инфраструктура с другой стороны, соединяем воедино, организуем международные перевозки. Для нас это - интересно, мы считаем, что тренд - возрождение Шелкового пути, тренд интеграции национальных транспортных систем в единую систему, он абсолютно правильный, и мы в этом тренде играем активную роль.

Людмила Смирнова, член наблюдательного совета Национальной ассоциации экспортеров:

Существует основной закон, по которому работает железная дорога и грузоотправители, - это закон о железнодорожном транспорте, и, в принципе, закон сегодня, в общих своих чертах, соответствует тем реалиям, которые происходят на железной дороге. Но, к сожалению, реформа немного отстает от этого закона, либо в каких - то случаях опережает этот закон, возникает просто несоответствие для груза и отправителей, это вносит нестабильность в работу.

Возможно, офис нового Шелкового пути будет располагаться в Астане. Несколько дней назад эту идею озвучил Президент Казахстана.

Ирина ИСАКИНА