"До 4 миллиардов тенге в год могут недосчитаться отечественные телеканалы от
запрета рекламы лекарственных препаратов", - полагают отраслевые эксперты. Речь
идет не только о рекламе безрецептурных препаратов, но и медицинских услугах.
Подобные новшества, которые, кстати, уже опубликованы в официальных СМИ и вступят
в законную силу в ноябре этого года, стали полной неожиданностью как для СМИ,
так и для предпринимателей, занятых в сфере фармацевтики, поскольку к обсуждению
этого вопроса их не привлекали. Хотя согласно действующему закону «О частном
предпринимательстве» такие нормативно-правовые акты должны распространяться в
СМИ, включая интернет-ресурсы, до их рассмотрения в соответствующем органе или
на заседании экспертного совета.
Вячеслав Локшин, президент Ассоциации международных фармпроизводителей в
РК:
А сегодня, запретив рекламу на казахстанском ТВ, мы должны помнить, что мы
сегодня в ТС живем, реклама не запрещена на лекарства ни в Беларуси, ни в РФ.
Реклама препаратов безрецептурных имеет право на жизнь во многих странах
западноевропейских и в США. Поэтому с моей точки зрения, какая-то некая
торопливость в принятии этих поправок видна, потому что надо было тогда
устроить общественные слушания, пригласить все стороны, и тех, кто занимается
продажей лекарств, и тех, кто их производит, и тех, кто их потребляет. Услышать
мнение гражданского общества, как они к этому относятся. А мы совершенно
случайно, неожиданно получаем поправки в закон о том, что с ноября месяца
реклама на безрецептурные лекарственные препараты должна размещаться только в
специализированных изданиях. И, конечно, для многих это будет удивление, ведь
должны закрыться многие агентства, которые работают на эту рекламу, телевидение
лишится определенной финансовой подпитки. Но, и с моей точки зрения, самое
главное, что пациенты лишатся информации и о современных препаратах, которые
можно применять безрецептурно.
В Ассоциации телерадиовещателей также обращают внимание на то, что
разработчики нововведения столь поспешными действиями ограничивают права
казахстанцев на доступ к информации. Ведь в случае ухода рекламы лекарственных
препаратов и медицинских услуг в сугубо специализированные издания многие
граждане попросту не будут знать какие лекарства использовать при самолечении.
Сергей Власенко, руководитель юридической службы Национальной Ассоциации
телерадиовещателей:
Если эти моменты в последующем найдут свою реализацию, то будут нарушены
права граждан на получение информации. И если говорить о рекламе лекарственных
средств, то лекарственные средства не просто так попадают на территорию
Казахстана, они проходят определенную процедуру, которая установлена Министерством
здравоохранения. И только после одобрения Минздрава это лекарство возможно к
применению.
Как мы уже отметили, помимо предпринимателей и казахстанских потребителей
пострадают телеканалы, в бюджете которых доля рекламы медицинских препаратов
составляет 20%. Эти средства, как правило, направляются на развитие ТВ-контента
и технической базы. Чиновники же своим решением, по сути, лишают телеканалы
возможности развиваться.
Денис Филенков, директор отдела
стратегического медиапланирования группы компаний DASM Group:
Фактически на данный момент запрет рекламы в СМИ приведет к тому, что ТВ
будет менее интересным, чем сегодня. И телезрители начнут переключаться на
зарубежные ТВ-каналы. Привлечение зрителей на зарубежные ТВ каналы приведёт к
тому, что Казахстан потеряет часть своего информационного пространства. И
данный закон, запрет рекламы, необходимо понимать, что запрет нанесет
определённый ущерб информационной безопасности Казахстана. Потому что новые
форматы, новые сериалы и новости будут идти из других стран, но не из
Казахстана. Таким образом, мы делаем не очень хороший шаг в сторону казахского ТВ,
которое сейчас изменилось.