45
лет назад, в канун Дня работников нефтегазового комплекса, уникальный и не
имеющий аналогов в мире горячий нефтепровод Атырау - Самара был запущен в
эксплуатацию. Построили его в связи с быстрым ростом добычи нефти на
полуострове Мангышлак. Тогда же, в августе 1969 года, первую мангышлакскую
нефть встречали на одном из крупнейших объектов нефтепровода - Гурьевской
перевалочной нефтебазе, которая сейчас носит имя известного ветерана
нефтегазовой отрасли - Тараса Касымова.
Уникальная
трубопроводная магистраль Атырау - Самара предназначена для перекачки
высокопарафинистой мангышлакской нефти. Благодаря установленным на всем
протяжении нефтепровода печам подогрева стало возможным транспортировать быстро
застывающую нефть по трубопроводу.
Фердинат
Мамонов, директор западного филиала АО «КазТрансОйл»:
Нефть
мангышлакская, она - высокопарафинистая, с большим содержанием парафина. И
соответственно большая температура ее застывания в чистом виде - плюс 30, плюс
33 градуса. Поэтому было решение построить еще путевые подогреватели вдоль
нефтепровода, через каждые 80-100 километров были установлены пункты с печами
подогрева. 26 августа 1969 года был произведен, осуществлен первый налив в железнодорожные
составы и отгружен в Волгоградский нефтеперерабатывающий завод.
Сегодня
один из крупнейших перевалочных пунктов нефтепровода Атырау – Самара, нефтеперекачивающая
станция имени Касымова, имеет резервуарный парк объемом в 240 тысяч кубометров,
две железнодорожные нефтеналивные эстакады и 6 печей подогрева нефти. Некогда
современная нефтеперекачивающая станция и сегодня является модернизированным
объектом, оснащенным по последнему слову техники. Все технологические операции
по перекачке нефти выполняются дистанционно и в автоматизированном режиме.
Галымжан
Кулшаров, инженер-электрик нефтеперегонной станции им. Т.Касымова:
Раньше
все работы на железнодорожных эстакадах производились вручную. Пять-шесть лет
назад все автоматизировали. Система сама считает, сама определяет плотность
нефти. Человеческий труд нужен лишь для того, чтобы закрыть заполненные
цистерны и заполнить необходимые документы.
Сегодня
нефтепровод Атырау - Самара является одним из крупнейших существующих
экспортных маршрутов, по которому казахстанская нефть транспортируется далее по
системе «Транснефти» в порты Приморск, Усть-Луга, Новороссийск и по системе «Дружба»
на рынки Северо-Западной, Центральной и Восточной Европы. Только в 2013 году по
данному нефтепроводу было транспортировано свыше 15 миллионов тонн
углеводородного сырья, что говорит о стабильности и привлекательности данного
направления для грузоотправителей.
Шарипа
САКТАПОВА