Қазақша Полная версия

Уникальному горячему нефтепроводу Атырау – Самара исполнилось 45 лет

  • AstanaTV
  • 04 сентябрь 2014
  • 925

45 лет назад, в канун Дня работников нефтегазового комплекса, уникальный и не имеющий аналогов в мире горячий нефтепровод Атырау - Самара был запущен в эксплуатацию. Построили его в связи с быстрым ростом добычи нефти на полуострове Мангышлак. Тогда же, в августе 1969 года, первую мангышлакскую нефть встречали на одном из крупнейших объектов нефтепровода - Гурьевской перевалочной нефтебазе, которая сейчас носит имя известного ветерана нефтегазовой отрасли - Тараса Касымова.

Уникальная трубопроводная магистраль Атырау - Самара предназначена для перекачки высокопарафинистой мангышлакской нефти. Благодаря установленным на всем протяжении нефтепровода печам подогрева стало возможным транспортировать быстро застывающую нефть по трубопроводу.

Фердинат Мамонов, директор западного филиала АО «КазТрансОйл»:

Нефть мангышлакская, она - высокопарафинистая, с большим содержанием парафина. И соответственно большая температура ее застывания в чистом виде - плюс 30, плюс 33 градуса. Поэтому было решение построить еще путевые подогреватели вдоль нефтепровода, через каждые 80-100 километров были установлены пункты с печами подогрева. 26 августа 1969 года был произведен, осуществлен первый налив в железнодорожные составы и отгружен в Волгоградский нефтеперерабатывающий завод.

Сегодня один из крупнейших перевалочных пунктов нефтепровода Атырау – Самара, нефтеперекачивающая станция имени Касымова, имеет резервуарный парк объемом в 240 тысяч кубометров, две железнодорожные нефтеналивные эстакады и 6 печей подогрева нефти. Некогда современная нефтеперекачивающая станция и сегодня является модернизированным объектом, оснащенным по последнему слову техники. Все технологические операции по перекачке нефти выполняются дистанционно и в автоматизированном режиме.

Галымжан Кулшаров, инженер-электрик нефтеперегонной станции им. Т.Касымова:

Раньше все работы на железнодорожных эстакадах производились вручную. Пять-шесть лет назад все автоматизировали. Система сама считает, сама определяет плотность нефти. Человеческий труд нужен лишь для того, чтобы закрыть заполненные цистерны и заполнить необходимые документы.

Сегодня нефтепровод Атырау - Самара является одним из крупнейших существующих экспортных маршрутов, по которому казахстанская нефть транспортируется далее по системе «Транснефти» в порты Приморск, Усть-Луга, Новороссийск и по системе «Дружба» на рынки Северо-Западной, Центральной и Восточной Европы. Только в 2013 году по данному нефтепроводу было транспортировано свыше 15 миллионов тонн углеводородного сырья, что говорит о стабильности и привлекательности данного направления для грузоотправителей.

Шарипа САКТАПОВА