Қазақша Полная версия

Министру образования пришлось выслушать критику из-за дефицита учебников

  • AstanaTV
  • 13 октябрь 2014
  • 978

Министру образования Аслану Саринжипову сегодня пришлось побывать в роли ученика. Выступление чиновника в рамках правительственного часа больше походило на оправдания школьника, который плохо выучил предмет. Больше всего главе Минобразования пришлось выслушать за дефицит учебников. Оказывается, в этом году  сорваны поставки книг сразу в пяти областях.

В прежние времена мы стояли с вами в очередях за мылом, за спичками, туалетной бумагой, за чем угодно, только не за учебниками. Вот теперь вот такие времена наступили.

С такой реплики зампредседателя Мажилиса Дариги Назарбаевой стартовал правительственный час. Формат, в котором проходил правчас, обсуждением назвать сложно. Поскольку министру Саринжипову указывали на проколы, а он старался дать хоть какое-то пояснение. 

Кто у нас самый смелый? Есть желающие? Или мне вызывать?

Самым смелым оказался глава Минобразования. Аслан Саринжипов сообщил, что его ведомство выявило сбои на всех этапах цепочки - от утверждения перечня книг до доставки в учебные заведения. Сегодня в этом процессе участвуют МОН, издательства, местные исполнительные органы и поставщики.

Аслан Саринжипов,  Министр образования и науки  РК:

Существующая система дает сбой, и нужны некие изменения в эту систему поставки с тем, чтобы обеспечить полностью учащихся учебниками. Одна из причин заключается в несовершенной системе планирования, громоздкой процедуре заключения договоров на закуп. То есть школа выбирает издательство, но не может самостоятельно заказывать учебники. Управление образования собирает данные, и местные исполнительные органы заключают договора.

Процесс также  тормозят поздние сроки формирования заявок, бюджета и проведения  конкурсов. Депутаты предложили  сократить количество звеньев этой сложной цепочки.

Гульнар Иксанова, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:

Можно было бы просчитать несколько моделей обеспечения учебниками. Один подход - это централизованная закупка безальтернативных учебников. И УМК на республиканском уровне. Одновременно с услугами по доставке до каждой школы. Второй подход смешанный. Это централизованный заказ государством только содержания учебника и макетирования. А вопросы тиражирования оставить у МИО, вменив в обязанность издательств доставку тиражей до школы.

Нецелесообразным считают депутаты выпуск альтернативных учебников. За 10 лет практики, по их словам, они только вносят путаницу не только  в сам учебный процесс, но и в планирование бюджета.

Дарига Назарбаева, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК:

Мы не справляемся, во-первых, с логистикой. Хромает на две ноги качество этих учебников. Потому что количество еще не означает качество. И учителя порой теряются и не знают, по каким учебникам сегодня лучше всего учить учеников. Значит опять надо вернуться к нашей старой хорошо нам известной советской системе. Когда был по каждому предмету один учебник и не надо никому голову морочить.

В МОН предложили внедрить новый жесткий регламент по всем процедурам разработки, производства и доставки книг и учебно-методических комплексов. И значительно ускорить их сроки. Чтобы уже в мае учебники доставляли в школы. К 2015 году в ведомстве планируют полное обеспечение бесплатными учебниками за счет государственных средств. Но, похоже тема школьной литературы, как вопрос государственной важности, этим не исчерпана. Остаются вопросы к содержательной части. 

Дарига Назарбаева, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК:

Мы еще хотели вынести на следующее обсуждение, кто все-таки должен разрабатывать учебник. Частные издательства, которые в частной среде или все-таки государство должно отвечать за мозги наших граждан. 

Жанар БАРЛЫБАЕВА