Қазақша Полная версия

У иностранного инвестора могут отобрать землю в Астане, купленную за 24 млн.тенге

  • AstanaTV
  • 16 декабрь 2018
  • 2961

Случай с турецким гражданином, о котором мы узнали на одном из заседаний столичной палаты "Атамекен", можно назвать штрихом к картине под названием "Инвестиционная привлекательность". Такие штрихи далеко не в пользу Казахстана, который продвигает политику комфортного инвестклимата для иностранных инвесторов. В двух словах об истории Мустафы Беяз. Он купил земельный участок в Астане. Хотел построить дом по программе "7-20-25". Готов был инвестировать миллион долларов. Но в итоге судится с чиновниками. Меруерт Жакиянова о противостоянии инвестора и акимата.

Меруерт ЖАКИЯНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:  

На этом участке площадью 14 соток уже через год мог бы стоять 7-ми этажный жилой дом. По программе «7-20-25». Собственник земли с турецким паспортом Мустафа Беяз хотел построить 55 квартир с паркингом на 49 мест в старом городе. Гражданин Турции со своими нидерландскими партнерами-инвесторами планировали продавать заветные квартиры по 110 тысяч тенге за квадратный метр. Что по меркам дорогой столицы – довольно приемлемая цена. НО, стройка стоимостью 1 млн долларов под большим вопросом. Противостояние со столичным акиматом по восстановлению прав на земельный участок пока не в пользу иностранного инвестора. На днях Мустафа Беяз проиграл апелляционный суд.

Коллегия постановила: решение Сарыаркинского районного суда города Астана от 20 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения. Бизнесмен купил землю в 2015 году за 24 млн тенге. Как выяснилось, без плана детальной планировки. Только при наличии этого документа собственник может приступить к сбору нужных бумаг перед началом строительства. Разработка ПДП - компетенция акимата, - пояснил нам представитель гражданина Турции, отметив, что в управлении архитектуры и градостроительства его готовили целых два года! В итоге на сбор остальных документов остался всего год. По закону на освоение участка положено 3 года. Время истекло, и акимат подал иск на изъятие земельного участка.

Гани МОЛДАБЕКОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СОБСТВЕННИКА: 

Пройти через госорганы, документы собирать – это все очень нелегкий труд, я вам скажу. Надо с каждым уровнем согласовывать, куда-то проходить. Переписка идет. Потом все-таки это жилой дом, здесь все-таки требования другие. Если была бы гостиница, или там кафе, ресторан, там конечно требования другие.   

Проблему зарубежного инвестора подняли на заседании столичного Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. В ходе обсуждения уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Болат Палымбетов обратил внимание на то, что при подобных действиях со стороны чиновников любому инвестору практически невозможно будет приступить к реализации проекта. Акимату предложили публиковать в Интернете полную информацию об участках. Тогда потенциальный покупатель будет понимать, в каком состоянии ему достанется тот или иной надел земли.  

Болат ПАЛЫМБЕТОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА: 

Вы юридически абсолютно правы, суд принимает решения в связи с истечением срока освоения – тоже прав, получается, если формально смотреть все правы, но реально-то корень зла находится в том, что вы продали земельный участок без сети, без плана детальной планировки. Кто бы ни пришел – отечественный ли, иностранный инвестор, он не может начать строительство.  

Между тем, по данным замакима Астаны Сергея Хорошуна, с 2012 года в фонд государства возвращены 8 тысяч га. Сейчас в судах находятся иски еще на 1 170 га. Бизнесмены же отмечают, что в погоне за количественными показателями чиновники не учитывают время, затраченное предпринимателями на хождение по разным инстанциям.   

Сергей ХОРОШУН, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ АКИМА Г. АСТАНА:  

По мере принятия решения они будут, по всей видимости, тоже возвращены государству. Там, где мы подаем иски, значит, те объяснения, которые были представлены собственниками земли – они не устраивают земельную инспекцию.  

В национальной палате предпринимателей «Атамекен» нам сказали, что Мустафа Беяз не единственный иностранец, столкнувшийся с подобной проблемой. Земельные вопросы занимают примерно четверть обращений, которые ежегодно поступают в столичную палату.  

Гульмира МОЛДАГАЛИЕВА, ЭКСПЕРТ НПП РК «АТАМЕКЕН» Г. АСТАНА: 

Мы не очень хорошо показали себя с точки зрения поддержки малого среднего бизнеса в данной ситуации. На инвестиционный климат мы думаем, что эти случаи окажут не самое положительное воздействие, более того мы считаем, что данные решения судов не принесут того мультипликативного эффекта в плане экономической целесообразности. Поскольку данные лица могли уже сейчас приступить к строительству, в определённые сроки уже начать эксплуатацию коммерческих объектов. Это опять же рабочие места, налоги.

О важности поддержки иностранных инвесторов и создания благоприятных условий для их работы президент Нурсултан Назарбаев говорит постоянно. Для мирового же сообщества одним из главных ориентиров является рейтинг DoingBusiness. Занимаемая в нем позиция говорит насколько легко вести бизнес в той или иной стране. Казахстан в этом году поднялся сразу на 8 пунктов и занял 28 позицию, оставив позади Францию, Испанию, Португалию, Швейцарию и Японию. К слову, среди основных индикаторов в рейтинге учитывают и легкость получения разрешений на строительство. Поэтому такие случаи, как с Мустафой Беяз, могут навести тень на инвестиционный имидж Казахстана, о чем отмечают и в нацпалате «Атамекен». Помимо стоимости самого участка у Мустафы Беяз на оформление документов уже ушло порядка 6 млн тенге. Миллионные инвестиции и голландские ноу-хау, похоже, так и не дойдут до столичного строительного рынка. У турецкого инвестора осталась последняя надежда на Верховный Суд.   

МеруертЖакиянова, Олег Федоров, АлмасЖулубаев