Столичные чиновники собственным примером доказали, что можно обходиться без служебных машин. Когда же все только затевалось, еще при акимстве Асета Исекешева, мало кто верил в вероятность подобного. Говорили, очередная пиар кампания. Но, чиновники действительно пересели на такси и сэкономили деньги. Почти 39 миллионов тенге за последние 4 месяца, - сообщили моей коллеге Алине Бржановой. Мы побеседовали и с таксистами. Рассказали, что возить акиматовских - приятно. Вежливые. И по телефону много не говорят. Когда-то такой способ передвижения действительно был роскошью. Позволить услуги такси в советские годы могли только обеспеченные люди. В нынешние времена для столичных чиновников это - возможность сэкономить. И финансовые показатели 4 месяцев прошлого года тому подтверждение.
Алина БРЖАНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Разумней в городе стали распределять не только средства, но и площади. Еще полгода назад вся эта территория была отведена под парковку служебного транспорта. Теперь, центральная площадь заметно преобразилась и стала отличной площадкой для массовых гуляний.
Теперь ежедневно перед городским акиматом можно наблюдать не автомобили ВИП-класса, а только машины такси. Их услугами сейчас пользуются чиновники всех управлений и районных акиматов. В аппарате Есильского района на такси пересел аким и все его заместители. Русланбек Кайбаков признается, что теперь чиновники с пользой тратят не только государственные деньги, но и свое личное время.
Русланбек КАЙБАКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ АКИМА РАЙОНА ЕСИЛЬ Г.АСТАНА:
В течение пяти минут такси подъезжает к месту вызова. Кроме того, мы передвигаемся по автобусной линии. Для примера до горакимата мы доезжаем за 10 минут. В среднем 2-3 раза пользуемся услугами такси в сутки.
Обслуживает чиновников Ассоциация транспортников Астаны. Контракт подписан сразу на 5 лет. В акимате «Избранному» рассказали, что так планируют поддержать столичных бизнесменов. Перед перевозчиками же теперь стоит задача обеспечить машинами всех, включая население.
Сакен ХАНХОЖИН, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОЮЛ «АССОЦИАЦИЯ ТРАНСПОРТНИКОВ Г.АСТАНА»:
Есть закрепленные машины для высшего руководства. Это аким и его замы. У них отдельные машины. Все остальные сотрудники акимата ездят на общих основаниях. Заказы у нас увеличились. Стараемся увеличить количество машин, чтобы охватить сотрудников акимата, и не забывать о городском населении.
За градоначальником закрепили новую машину черного цвета. «Такси Султанова» на ходу в любое время суток и постоянно ждет своего пассажира. У остальных чиновников транспорт попроще. Какую подадут, на той и поедут на работу. Такси вызывают самостоятельно.
Алина БРЖАНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Номера больше сотни госслужащих, а именно столько имеют доступ к услуге, находятся в отдельной базе перевозчиков. При желании, руководство может вызвать машину и для подчиненных. Главное не превысить свой лимит поездок. При этом в такси уверяют, для чиновников нет никаких привилегий. Например, их не будут обслуживать вне очереди или по сниженным тарифам. Дом министерств, пожалуйста.
Поездка нам обошлась почти в девятьсот тенге. Это кстати один из самых распространенных маршрутов, по которым передвигаются «акиматовские». Медеубек Сабикенов у руля восемь лет. Говорит из 20 вызовов в день, четверть поступает именно от госслужащих.
Медеубек САБИКЕНОВ, ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ:
Они по телефону не разговаривают. Когда садятся, приветствуют. Нет разницы, возить госслужащих или обычных пассажиров.
По данным акимата, за 4 месяца столичные чиновники «наездили» на 82 миллиона тенге. Изначально для этого выделили почти на 40 миллионов больше. При этом ни в одном управлении не превысили свой лимит поездок. Его устанавливает управление регенерации в зависимости от специфики работы. Следить за целесообразностью маршрута должны тоже они.
Айым ЕШКЕЕВА, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ РЕГЕНЕРАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Г.АСТАНА:
На каждое управление ежемесячно мы устанавливаем лимит в среднем около 400-500 тысяч тенге. После этого, все поездки блокируются. Когда реализовывали проект, мы ожидали экономию 20%, на самом деле экономия вышла около 40%.
Ранее столичные власти сообщали, что за пять лет сэкономят почти миллиард тенге. И это вполне возможно, если учесть, что сотрудники некоторых ведомств передвигаются не так часто. Например, управление по развитию языков и архивного дела, а также управление финансов. В октябре 2018 на поездки они потратили 134 тыс. и 151 тыс. тенге соответственно. А вот их коллеги из управления контроля и качества городской среды побили все рекорды. На такси ушло свыше миллиона тенге.По сравнению с прошлым расходами это вполне приемлемые цифры. Раньше на обслуживание всего автопарка акимата ежегодно уходило свыше 500 миллионов тенге. Теперь о бывших машинах чиновников заботятся специалисты социальной сферы. Старые же машины, а это свыше 60 легковушек, передали в подведомственные предприятия, больницы, школы и полицейским.
Бахыт СУЛТАНОВ, АКИМ Г.АСТАНА:
В любом случае мы экономим, потому что машина не стоит на месте. Она нам и не нужна целый день, мы работаем в основном в кабинетах. Если для каких-то целей она нужна нам только на определенное время.
Все сэкономленные деньги градоначальник Бахыт Султанов пообещал направить в первую очередь на решение социальных проблем. На этот год на поездки выделили порядка 380 млн. тенге.
Алина Бржанова