Қазақша Полная версия

«Я не прошу бесплатный дом, я готова платить государству, - многодетная мать

  • AstanaTV
  • 10 февраль 2019
  • 5025

Эти фотографии накануне распространила пресс-служба акимата Кызылординской области. Свыше 200 многодетных матерей пришли на прием к чиновникам. Женщин главным образом интересовала возможность получения бесплатного жилья от государства, льготы при оплате коммуслуг и увеличение размера пособий. Жизнь многодетных семей попала в фокус общественного внимания после трагедии в Астане, когда при пожаре погибли 5 девочек. Их родители в ночное время были на работе. Старались обеспечить своих детей. После такого ЧП, конечно, в очередной раз заговорили и о необходимости усиления пожарной безопасности частного сектора. Но, судя по выступлениям казахстанцев в соцсетях, на ТВ, людей больше задело именно то положение, в котором находилась семья Ситер. Сейчас рейды специалистов ЧС проходят во всех регионах. Стараются охватить районы, где проживают многодетные семьи. Репортаж Алины Бржановой.

Алина БРЖАНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

Это все, что осталось после ночного пожара. Горы пепла, мусор и полуразрушенные стены. Если присмотреться, можно увидеть старую коляску. Она принадлежала младшей дочери, 9-месячной Бахыт. Всего во время возгорания в доме находилось пять детей. 

В старой времянке многодетная семья прожила около четырех лет. Денег на аренду квартиры у родителей не было, поэтому пришлось поселиться в бывшем сарае. Здесь ютились 7 человек. После трагедии в объективе множества телекамер оказались соседи семьи. Рассказали, что глава семейства Евгений Ситер постоянно подрабатывал по ночам. За пару недель до пожара на работу устроилась и его супруга Жанымкуль. В ту роковую ночь ей пришлось выйти в ночную смену. Присматривали за детьми родственники, живущие по-соседству. Они же первыми сообщили спасателям о пожаре. 

Жанат АЙТЫМОВ, ДЯДЯ ПОСТРАДАВШИХ: 

Все заходили, присматривали. Старшая дочь сама смотрела за детьми. Слышу, дома шумят, кричат «горит, горит». Я выскочил, выбил окно. Залез, но было темно, ничего не видно. Я так поискал руками, ничего не нашел.

Пожарные приехали всего за несколько минут. Но спасти детей не удалось. Деревянная пристройка, обшитая пенопластом, сгорела за считанные минуты. Вход в комнату оказался завален, а все помещение было наполнено черным дымом, вспоминает Данияр Насыров. По предварительным данным причина пожара в неисправности печи. Тела детей нашли в кроватях. Девочки, по всей видимости, спали и ничего не почувствовав, отравились угарным газом, - полагают специалисты.  

Данияр НАСЫРОВ, ЗАМ.НАЧАЛЬНИКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ №5 ДЧС Г.АСТАНА: 

Мы знали, что внутри будут дети, были подготовлены морально и физически. Все силы были направлены на то, чтобы спасти их. На тот момент, когда мы нашли тела детей, они сильно обгорели. Больше всего пострадал грудной ребенок.

Эти обугленные стены еще долго будут напоминать события той ночи. Даже обильные осадки не в силах скрыть весь ужас произошедшего. Трагедия потрясла всех. Провожая детей в последний путь, скорбит вся страна. Все эти дни астанчане несут на место пожара цветы и игрушки.  

  - Люди идут, зарабатывают, как могут. В частные компании устраиваются, где платят. Вы не думайте, что она была плохой мамой. Нет. Мама хорошо их воспитывала, ухаживала. Просто стечение обстоятельств. 

-Она вынуждена была бросить их и выйти на работу. Речь идет о том, чтобы просто прокормить семью. 

- Мне детей очень жалко. Они маленькие. Я сам на руках их нес. Очень тяжело это. Нельзя такого допускать.  

В столичном акимате «Избранному» рассказали, что Ситер в очереди на жилье не стояли и за помощью не обращались. Лишь получали пособие по многодетности. Мы попытались поговорить и с руководством станции технического обслуживания, где работал Евгений. Чтобы узнать, почему мужчину вызвали в ночную смену. Но СТО по указанному адресу мы не нашли. Подробности трагедии, спустя сутки, рассказали в МВД.  

Юрий ИЛЬИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РК: 

Условия, способствующие гибели детей, оставление их без присмотра взрослых. Работают специалисты испытательной пожарной лаборатории для установления точных причин возгорания. Здесь следственные мероприятия будут проводиться, мы выясним, действительно ли отца вызывали на работу. Какая была необходимость в этом. Это все следствие покажет. 

Что касается состояния времянки, то ее владелец не раз получал предписания от департамента по ЧС. Некоторые юристы считают, что за это он может понести наказание. Тем временем организовали фонд помощи. Духовное управление мусульман Казахстана открыло сбор средств. Деньги поступили со всего Казахстана. Собрали около 14 млн. тенге. На эти деньги в мечети решили купить семье квартиру. 

Максатбек КАИРГАЛИЕВ, УСТАЗ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МЕЧЕТИ «ХАЗРЕТ СУЛТАН»: 

Была создана комиссия при мечети. В ее состав вошли имамы, волонтеры, прихожане. У нас есть группа, которую возглавляют бабушки, совершившие хадж. После того, как они выберут квартиру, с согласия семье пострадавших, эта квартира будет передана им.

Трагедия заставила государство и общество обратить внимание на финансовое положение многодетных семей. В различных регионах стали проводить акции поддержки. Один из столичных бизнесменов Жандар Садыков решил купить для нуждающихся квартиру в Астане. У себя в профиле в социальных сетях глава финансовой компании объявил о сборе заявок. К нему обратились свыше сотни многодетных семей. Предприниматель призывает состоятельных коллег поддержать инициативу.  

Жандар САДЫКОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: 

Договариваемся с застройщиками, чтобы они нам сделали скидку. Мы будем закупать у них квартиры, и делать рекламу. Оплаты от бизнесменов будут поступать в строительные компании. Там они могут сложиться и вскладчину обеспечить жильем одну многодетную малоимущую семью.

По данным министерства труда и соц.защиты населения, в Казахстане свыше 270 тысяч семей с четырьмя детьми. Ежемесячно они получают пособие по десять с половиной тысяч тенге. Еще порядка 237 матерей награждены знаками Алтын и Кумыс алка. Их выплаты на шесть тысяч больше. Но и эту сумму женщины считают недостаточной. В Минтруда уже рассматривают вопрос совершенствования мер поддержки таких семей. Об этом в кулуарах правительства заявила вице-министр Светлана Жакупова.   

Светлана ЖАКУПОВА, ВИЦЕ-МИНИСТР ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РК: 

Сегодня мы видим, что данные меры недостаточны, и необходимо провести модернизацию системы социальной помощи. Рассматривается вопрос о совершенствовании мер поддержки многодетных семей. Вы не думайте, что никаких мер не предпринимается. 

Мы навестили некоторые многодетные семьи. Асель Бержанова с детьми арендует барак. Для нее главное — пережить зиму, ведь уголь - основная статья расхода. Именно на его покупку зачастую нет денег. В январе начала обваливаться печка. Починить своими силами не удалось, а вызов специалиста бьет по карману. Асель подрабатывает продавцом и получает пособие, но большая часть средств уходит на аренду. С 2013 года она стоит в очереди на жилье, но перед ней еще девять тысяч таких семей. Единственной опорой и добытчиком в их семье был супруг. Он умер шесть лет назад и теперь Асель воспитывает 4 детей одна.  

Асель БЕРЖАНОВА, МНОГОДЕТНАЯ МАТЬ: 

Он был сердечником. Когда умер, младшему было два года. Вот так. Основная проблема – квартира. Потому что купить ее самой у меня нет возможности, помогать мне некому, дети маленькие. Я работы не боюсь, работаю. Самое главное, было бы жилье.

А вот Улданай Карабаева даже не вставала в очередь на жилье. Всю свою жизнь она посвятила воспитанию семерых детей. Двое старших инвалиды по слуху, а трехлетняя Аяна страдает эпилепсией. Заботы о них отнимают все время, выйти на работу женщина пока не может. Пособия и соц.выплат едва хватает на аренду этой времянки.  

Улданай КАРАБАЕВА, МНОГОДЕТНАЯ МАТЬ: 

Я не прошу, чтобы мне дали дом бесплатно. В месяц, если собрать все пособия, у нас выходит около 150 тысяч. Я готова платить государству хотя бы по 50 тысяч тенге. Остального бы нам хватило на житье. Работать я не могу, младшей дочке всего годик. Тем более дети боятся оставаться дома одни. 

Зачастую социальные службы не знают о трудностях таких семей. Многодетные мамы попросту не обращаются в нужные инстанции. Чтобы обновить все данные, аким столицы инициировал обходы окраин Астаны. Бахыт Султанов считает, что это поможет выявить все проблемные вопросы. Решать же их градоначальник предлагает комплексно. 

Бахыт СУЛТАНОВ, АКИМ Г.АСТАНА: 

Например, реализуется программа по сносу ветхого жилья. Выделены средства на решение проблем обманутых дольщиков. Все это объединим в один проект в рамках программы «Нурлы жер». Это поможет решить проблемы жителей окраин. В рамках созданной рабочей группы в правительстве эти вопросы будут сформулированы. 

Вместе с тем продолжаются рейды специалистов ЧС. Из 285 пожаров в этом году почти четверть произошла в частном секторе. На одном участке могут соседствовать более 10 семей, а потому риски распространения огня высокие. 

Рамза ДУЙСЕНБАЕВА, ЖИТЕЛЬНИЦА Г.АСТАНА:   

Нас Бог миловал пока. Мы не оставляем, даже на полчаса не оставляем. Мы не застрахованы. Потому что рядом прямо впритык к этому дому, следующему хозяину. Расстояние вот такое. Пожарные никогда не проедут, ни на чем туда не проедут.

Понимают, но предписания не выполняют, сетуют специалисты. Многие жильцы рядом с печами держат горючие жидкости, сушат одежду и обувь. Подобные привычки опасны, рассказывают спасатели. Службам ЧС остается только раздавать памятки. Особенно проблемно с проверкой арендованного жилья. Постояльцы там часто меняются, информация до самих хозяев не доходит.     

Куаныш ТОКСАРИН, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ПО ЧС РАЙОНА САРЫАРКА ДЧС Г. АСТАНА: 

Я считаю, что все население сейчас игнорирует наши обходы, наши выступления. Наши предложения к ним население, в основном, сейчас игнорирует, они считают, что это им не нужно. Они сами знают, что им делать в своем же частном доме. Мы им не указ, - они к нам вот так относятся. 

Как одна из возможных эффективных мер - установка специальных датчиков. Эти приборы должны будут сигнализировать о превышении уровня газа или задымлении помещения. Пока в Казахстане их устанавливают по желанию, но сейчас прорабатывается вопрос об обязательном наличии таких датчиков при сдаче жилья в эксплуатацию.  

Алина Бржанова,Меруерт Жакиянова, Абай Тленшиев, Данияр Кайыртаев.