Қазақша Полная версия

Казахстанские разработчики смогли получить из отработанного моторного масла чистое топливо

  • AstanaTV
  • 31 март 2019
  • 5339

Казахстанские разработчики смогли получить из отработанного моторного масла чистое топливо. На бензине стандарта ЕВРО-4, полученного из отходов, по стране уже передвигаются несколько машин. При этом экономят и не вредят экологии. Автор проекта — Утешкали Дюсенгалиев говорит, что качественное горючее можно получить и из нефтешлама. Правда, алмаатинец не раскрывает стоимость своей работы, но намерен окупить ноу-хау всего за полтора года. На западе страны уже запустил мини-завод по утилизации масел. Репортаж Адиля Онербаева. Большие пластиковые емкости, система управления и бассейн для охлаждения. В таких домашних условиях начиналась разработка ноу-хау проекта. Утешкали Дюсенгалиев в гараже частного дома сделал практически невозможное: из отработанного моторного масла вывел бензин и дизель стандарта ЕВРО-4. Другими словами, отходы используются как чистое топливо.

- 2 трехкубовые емкости, это емкость для очищенного дизеля, еще одна емкость нужна для готового сырья. 

Алмаатинец решил масштабировать свое дело и создал мини НПЗ по переработке моторного масла в ГСМ и уже запатентовал свое детище. На испытание, по словам предпринимателя, ушло 9 месяцев. 

В результате из 1 тонны сырья можно получить 900 литров качественного топлива. 

Утешкали ДЮСЕНГАЛИЕВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: 

Это синтетическое топливо, синтетический дизель, который имеет очень высокую теплоту сгорания, калорийность. Соответственно он экономит топливо на 10-12%, во-вторых, он не дымит. Мы уже использовали топливо, Мерседес Сплинтер ездил у нас и водитель был доволен, потому что машина быстро заводится, с полпинка, никаких выхлопов нет с трубы.

Преимущество топлива и в высокой морозоустойчивости. Выдерживает почти -40 градусов. Достигнуть таких показателей удалось за счет специального оборудования и катализаторов. Однако, все тонкости этой установки Утешкали не раскрывает. Для полноценной же работы оборудованию не нужно ни электричество, ни дополнительное горючее. А установить его можно в любом месте. 

Утешкали ДЮСЕНГАЛИЕВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: 

Можно сказать, что установка позволяет перерабатывать на уровне крупных НПЗ, то есть безотходное производство. Из масла, также из нефтешлама можно делать. Это первая установка. Ведь ее можно масштабировать эти утилизационные площадки. Если построить в каждом регионе, отходы собирать в одном месте, и тогда проблем с отходами у нас не будет. 

Во сколько обошлась разработка, Утешкали Дюсенгалиев не говорит, но уже подсчитал, что окупится утилизационная площадка за полтора года. Его разработкой заинтересовались на западе страны. В промышленных целях оборудование установят в поселке в Атырауской области. Мощность завода 2 тысячи литров топлива в сутки. Главной задачей мини НПЗ станет решение вопроса утилизации моторных масел. Сейчас же вредные моторные масла продают населению для отопления печей. В этом цеху в месяц накапливается около 400-т литров. Литр продают по 30 тенге. Желающих много.  

Багир АГАЕВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОНЦЕРНА: 

В зимний период это масло пользуется очень большим спросом среди населения. Многие даже предварительно делают взнос оплату, и уже к концу месяца мы уже поставляем им их оплаченный товар. 

Отапливают маслом в основном теплицы, контейнеры, магазины и частные дома. О вредности такого топлива задумываются не многие. 

Утешкали ДЮСЕНГАЛИЕВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: 

По своему вреду опережает даже нефть. Если нефть сжигали бы, отработанное масло опаснее. Помимо того, что это нефтепродукт, там присутствует 5 видов присадок. 

Адиль ОНЕРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ: 

Присадки и тяжелые частицы дыма оседают в воздухе крупных городов и это уже норма. Дешевое и практичное топливо губительно для человека, говорят ученые. Специалисты не исключают, что и смог, с которым долгие годы борются в южной столице, содержит тот самый едкий дым отработанного и сожженного масла. 

Казим НАДИРОВ, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АУЭЗОВА: 

Это масло отработанное. Там есть механические примеси, другие примеси. Там есть какие-то другие вещества, которые нежелательны. Говорить, что нет вреда экологии - это неправильно. Другое дело насколько это сжигается. 

Казим Надиров не первый год изучает свойства отработанного масла. Говорит, сырье очень дешевое, а значит и стоимость получаемого продукта низкая. В лаборатории шымкентского университета из частиц масел научились вырабатывать примеси для упрощения перевозки нефти. Сейчас крупные компании нагревают черное золото, чтобы транспортировать в пункт назначения. Полученные реагенты меняют свойства нефти без термического воздействия. 

Казим НАДИРОВ, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АУЭЗОВА: 

Реагенты это такие химические соединения, которые вводятся в нефть в очень малом количестве и меняют свойство, вязкость и облегчает их транспортировку. Задача стояла найти подходящее дешевое сырье из побочных продуктов переработки растительных масел и их переработка модификация. Мы их получили. 

Упростить работу нефтяников намерены и юные изобретатели из Усть-Каменогорска. Местные школьники разработали роботов – помощников. Небольшие управляемые машины могут легко инспектировать и выполнять команду на расстоянии. Способны передавать сигналы об утечке и других чрезвычайных ситуациях в режиме онлайн. 

Руслан МАЛИКОВ, ОРГАНИЗАТОР ЧЕМПИОНАТА ПО IT - ТЕХНОЛОГИЯМ «SKILLS FOR GEEKS»: 

Можно поставить датчики утечки или что-то сломалось они следят и видят по компьютеру там в каком секторе например, где-то что-то сломалось, он уже это видит по датчику.  

Разработчики надеются, что их идеи найдут свое применение в Казахстане. Но, увы, интереса со стороны отечественных компаний пока нет. Как показывает практика, прорывными изобретениями наших ученых больше заинтересованы за границей, куда ежегодно уезжают десятки молодых новаторов. И мало кто возвращается обратно.   

Адиль Онербаев, Бахрамбек Талибжанов, Ирина Якунина.