Қазақша Полная версия

«Абсурд»: корейскому профессору пришлось пройти курсы, чтобы работать в Казахстане, - Г.Тогизбаев

  • AstanaTV
  • 07 апрель 2019
  • 3313

В Казахстане давно пытаются искоренить давление на бизнес. Но, как показывает практика, госорганы продолжают устраивать незаконные проверки под разными предлогами. И во время очередного аудита может остановиться весь рабочий процесс, а персонал сидит без дела. Помимо бюрократических барьеров, некоторым компаниям, в том числе и иностранным, приходиться годами решать конфликт интересов. С такой проблемой столкнулась одно из крупнейших алматинских предприятий, куда инвесторы успели уже вложить 10 млрд. долларов. По всей стране десятки компании оказались на грани закрытия. Но вмешалась антикоррупционная служба. Репортаж Адиля Онербаева. 

Адиль ОНЕРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:

Из-за барьеров со стороны госорганов страна едва не лишилась крупнейшего пищевого предприятия. Этот комбинат в год перерабатывает и производит до 180 тысяч тонн различных масел. Спустя 2 года успешной работы права на завод предъявили третьи лица. И, что очень странно, судебные органы поддержали эти требования.

О пережитом кризисе директор завода вспоминает неохотно. Годы судебных тяжб, аресты счетов и «заморозка» комбината. Конфликт интересов начался в 2015 году, когда крупная транснациональная компания решила выкупить на окраине Алматы старый завод, погрязший в долгах. На восстановление предприятия инвесторы вложили 10 млрд. тенге. Однако, спустя 2 года появились неизвестные люди, претендовавшие на долю.

Нуржан КОЖАМУРАТОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ТОО "ЭФКО АЛМАТЫ":

Накладывался арест на использование определенных частей технологического оборудования. Если бы мы не имели возможности им пользоваться, вся бы цепочка весь технологический комплекс был бы не способен работать. Тем самым была предпринята попытка парализовать наше предприятие.

По требованию «новых» хозяев частный судоисполнитель наложил арест на имущество и счета предприятия. К большому удивлению настоящих владельцев, две судебные инстанции - районный и городской встали не на их сторону. Доказать свою правоту компании удалось лишь в Верховном суде.

-Все судебные акты нижестоящих инстанций, которые были приняты в пользу оппонентов наших, были отменены.

На грани закрытия оказался и крупный проект предпринимателя из Усть-Каменогорска. Сергей Сергеев начал заниматься сбором отработанной бытовой техники и ртутных ламп. Вот в таких контейнерах люди оставляли компьютеры, микроволновки и чайники. Сотрудниками фирмы бесплатно забирали и крупные приборы — холодильники, стиральные машины. После успешного запуска проекта мужчина решил открыть цех по сортировке и переработке мусора. Но, чиновники не дали согласие на запуск предприятия.  

Сергей СЕРГЕЕВ, ДИРЕКТОР КОМПАНИИ:

Отказ дал орган - управление природных ресурсов на основании сопроводительного письма от департамента охраны общественного здоровья. У нас цех по переработке, а нам говорили, что мы целый завод мусоросборный, мусоросжигающий.

Бизнесмен неоднократно пытался доказать, что планирует строить мини-цех, а не крупный завод. Но тщетно. Проблему удалось решить лишь после вмешательства антикоррупционной службы.

Кайрат САПАРГАЛИЕВ, ЗАМ. РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА АДГСПК ПО ВКО:

Данная проблема здесь была обсуждена неоднократно в результате пришли к единому мнению и ДООЗ согласование и соответственно управление природных ресурсов выдало 28 февраля документы на осуществление данной деятельности.

О том, что факты препятствования ведению бизнеса принимают массовый характер, говорят и цифры. К примеру, в Петропавловске за помощью в антикоррупционную службу обратились 35 человек. Все они столкнулись с бюрократическим барьером. На грани закрытия оказались десятки предприятий. В городе даже открыли специальный фронт-офис по защите бизнеса и инвестиций. Директор страховой компании Бахытжан Самиева пожаловалась на страницах соцсети на бесконечные проверки госорганов. По словам женщины, жалобы к чиновникам поступали от недобросовестных конкурентов.

Бахытжан САМИЕВА, РУКОВОДИТЕЛЬ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ:

В 2016-2017 году я шла в прокуратуру. Потом судебные дела были. Да, мы правыми выходили. Но это было столько проблем.

Елена СТЕПАНЕНКО, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА АДГСПК ПО Г. ПЕТРОПАВЛОВСК:

Мы освободили ИП «Агротрак» от оплату утилизационного сбора незаконного на сумму 23 миллиона тенге. Кроме ТОО «BIOOPERATION» была проблема по выдаче виз иностранным работникам данного предприятия.

И таких случаев по стране очень много. Причем, нередко в поле зрение не чистых на руку чиновников попадают и иностранные компании. Барьеры со стороны госорганов возникают в любой сфере предпринимательства. И порой из-за отсутствия незначительной справки простаивать могут целые заводы, а десятки людей лишаются своей работы. По данным Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, в 2017 году выявлено 352 преступления по линии незаконного вмешательства в бизнес со стороны чиновников, что на 25% выше показателя 2016 года. Осуждено – 119 лиц. Лидируют в этом рейтинге Алматинская (52), Туркестанская области (49), город Нур-Султан (48), наименьшее количество фактов вмешательства в Актюбинской (3), Северо-Казахстанской (4) и Мангистауской областях (5). 

Елнар ИГИЛИКОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА АДГСПК ПО Г. АЛМАТЫ:

Каждый бизнесмен не только иностранные, но и казахстанские ,мелкие, средние крупные, все должны быть под защитой государства. Как мы больше инвестиций притянем к себе, у нас и производство и население больше будет работать, трудоустройство, заработная плата, это все взаимосвязано между собой.

В Алматы за защитой к специалистам профильного департамента обратились 25 предпринимателей. В основном, недопонимания бизнесменов и чиновников происходят из-за незнания инвесторами внутренних законов. Это частная клиника работает в южной столице чуть больше года. Все это время корейские профессоры собирают документы для визы и получения разрешения на работу. Некоторые требования не иначе как абсурдными не назовешь, говорит Галымжан Тогизбаев.

Галымжан ТОГИЗБАЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА:

Нужно сертифицировать свой диплом. Для этого нужна определенная справка, эту справку в Корее не делают. С трудом в течение 2-3 месяцев эту справку сделали специально для него, ту справку, которая вообще не делалась никогда. Тем самым мы потеряли очень много времени. Выпускника сеульского национального университета пройти двухнедельный курс, он сам преподает в этом университете, это с одной стороны смешно.

Как бы смешно это не выглядела, иностранцам все равно нужно соблюдать казахстанские законы и выполнять требования госорганов. При этом наказать последних за их неправомерные деяния получается не всегда. По мнению же бизнесменов, для искоренения подобных случаев, нужно менять не чиновников, а законы. Сделать их более понятными и удобными как для инвесторов, так и отечественных предпринимателей.

Адиль Онербаев, Ирина Якунина, Айгерим Кусаинова.