Қазақша Полная версия

Ассоциация транспортников опасается закрытия некоторых столичных таксомоторных компаний

  • AstanaTV
  • 21 апрель 2019
  • 4093

В столице могут закрыться десятки таксопарков. Их уличили в ценовом сговоре. С проверкой нагрянул антимонопольный орган. Выяснилось, что «Астана такси сервис», куда входят 13 компании, работала с нарушениями. Как пояснили в антимонопольном ведомстве, для всех действовал единый тариф и на рынке не было конкуренции. Это запрещено законом. При этом «антимонопольщики» говорят, что не преследуют цель закрыть организацию. В Ассоциации же транспортников «Избранному» рассказали, что штрафы могут разорить некоторые таксомоторные компании. Впрочем, в Казахстане взялись не только за легальных таксистов. Теперь под контролем и популярные онлайн - сервисы. Яна Гладкова исследовала состояние этого рынка, узнав и мнение потребителей. 

- Каким сервисом пользуетесь и почему?

- Яндекс.Такси.  Удобно, но иногда бывают моменты, когда такси просто не едет или не в ту сторону уехал.

- Чаще попадаются частники. На дороге караулишь.

- Т.е. вы голосуете?

- Да.

- Чем пользуетесь?

- Индрайвером. Туда удобнее цену самой писать.

Сегодня большинство астанчан, согласно нашему опросу, пользуются онлайн - сервисами. В них в основном зарегистрированы обычные водители, желающие подзаработать. Официальные же перевозчики у населения не в особом почёте. Более того, у компании «Астана Такси Сервис», куда входят более 10 таксопарков, возникли серьезные юридические проблемы. Столичная служба с момента образования работает по единому тарифу. Хотя у каждой компании должна быть своя ценовая политика, поясняют антимонопольщики. Другими словами, установив цену для всех, полностью исключили конкуренцию. А это уже – нарушение закона, объясняют в Комитете. 

Дастан САМЕН, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ДКРЕМЗК ПО Г. НУР-СУЛТАН МНЭ РК: 

На сегодняшний день в отношении «Астана Такси» выявлены нарушения координации экономической деятельности. 13 таксомоторных компаний между собой не конкурируют. Согласно закону предпринимательскому Кодексу, они должны. 

Единую службу такси в главном городе страны запустили 2 года назад, специально к приезду туристов на ЭКСПО. «Астана такси сервис» покрасил авто в один цвет, водителям сшили униформу и предоставили преимущества, дав «зеленый свет» по автобусным линиям. К тому же, можно бесплатно пользоваться всеми крупными паковочными местами. И тут возникли проблемы с документами. 

Cакен ХАНХОЖИН, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АССОЦИАЦИИ ТРАНСПОРТНИКОВ Г. НУР-СУЛТАН: 

Договоры создавались на начальном этапе, когда финансирование было слабое. У нас юридической помощи, возможности обратиться к кому-то не было. Естественно, мы где-то знали, где-то не понимали, где-то ошиблись. 

Но незнание закона не освобождает от ответственности, еще раз напомнили в антимонопольном ведомстве. Дело передано в суд. Штраф может превысить миллион тенге. Платить придётся владельцам таксопарков, отмечают в Ассоциации транспортников. В этом случае некоторые игроки могут уйти с рынка, предполагает Сакен Ханхожин. 

Cакен ХАНХОЖИН, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АССОЦИАЦИИ ТРАНСПОРТНИКОВ Г. НУР-СУЛТАН: 

Нам грозят огромные штрафы… Есть у нас такие компании, для них штрафы нанесут такой ущерб, что выхода у них не будет. Останется только закрыться.  

Переживают по этому поводу и водители. Казбек Мамырбаев работает в сервисе со дня его основания. Извозом зарабатывает уже 4 года, оставив в прошлом работу электромонтажника. 

Казбек МАМЫРБАЕВ, ВОДИТЕЛЬ: 

Здесь есть выкуп машины. Через 3 года мне останется эта машина. Из-за этого езжу. 2 года уже езжу. Осталось год потерпеть и машина себе останется. Здесь стало лучше намного, потому что аэропорт открыли для нас – парковочные места.

Официальные перевозчики негодуют: почему с проверкой антимонопольное ведомство пришло именно к ним? Ведь на рынке еще много нерешенных проблем. К примеру, те же «бомбилы», которые не отвечают за безопасность пассажиров. В таксопарках говорят, что за состоянием машин следят тщательно, а водителей с судимостью на работу не принимают. За систематическое нарушение правил дорожного движения применяют санкции. За 2 года по этой причине из «Астана Такси Сервис» уволены 7 человек. 

Нуржан ЖУМАДИЛЬДИНОВ, ДИРЕКТОР ТАКСОПАРКА: 

Мы вышли из тени. Мы содержим штат, несем затраты в плане налогов, запчастей, т.к. машины находятся в нашей собственности. А агрегаторы работают по другой системе. Почему проверку начинают с нас, а они остаются в стороне? Ответственность в любом случае несем мы – официальные перевозчики. 

Несмотря на такие условия, в столичных таксопарках водители «не задерживаются». Их переманивают онлайн-сервисы, где можно заработать в разы больше. При этом водители не увольняются, работая сразу в 2-3-х местах. Впервые о нерентабельности таксопарков заговорили летом 2016-го года, когда в Казахстан пришли зарубежные компании «Uber» и «Яндекс.Такси». По данным специализированного блога Taxi.kz, сегмент мобильных приложений на отечественном рынке занимает более 50%. По подсчетам столичной Ассоциации, «Астана Такси», где на учете стоят около 600 машин, покрывает лишь 12% местного рынка. Остальная доля за частными извозчиками и онлайн-сервисами. И это, несмотря на постоянные рейды полицейских. Кстати, за уклонение от уплаты налогов нелегальные извозчики платят до 45 тысяч тенге. 

Софья КЫЛЫШБЕКОВА, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДП Г. НУР-СУЛТАН: 

Нелегально которые перевозят, занимаются частным извозом без разрешительных документов, при нарушении составляется протокол. Можно сказать, за неделю выявляется порядка где-то 30-40, а то и больше водителей. 

Все популярные онлайн-сервисы считаются не официальными перевозчиками. Они позиционируют себя лишь службами, которые передают заказы. Поэтому не соблюдают требования закона по вопросам транспорта. С просьбой устранить эту лазейку в законе таксопарки обратились в Генеральную прокуратуру еще несколько лет назад. На прошлой неделе Парламент в двух чтениях одобрил поправки, позволяющие вывести из тени онлайн-службы. 

Роман СКЛЯР, МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РК: 

Граждане, которые занимаются перевозками, должны элементарно зарегистрироваться. Дают о себе минимальную информацию: номер водительского удостоверения, ФИО, номер автотранспортного средства, копия техпаспорта, свидетельство о прохождении техосмотра и страховка. Мы требуем только наличие этих документов.

Яна ГЛАДКОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ: 

А пока казахстанские чиновники регулируют деятельность таких сервисов, в ряде стран их вовсе запрещают. К примеру, работа известного американского Uberа приостановлена судом в четырех европейских странах. Это – Дания, Венгрия, Болгария и Бельгия. Причина — постоянные жалобы и нечестная конкуренция. При вызове такси специалисты рекомендуют обращать внимание не только на состояние авто, но и на самого водителя. По данным столичного Департамента полиции, только с начала этого года за нарушение правил дорожного движения к ответственности привлечены 300 водителей такси. 

Яна Гладкова