Қазақша Полная версия

«В то время не думаешь о семье. Отсидел 6 лет за свои убеждения», - бывший казахстанский радикал

  • AstanaTV
  • 28 апрель 2019
  • 4678

На днях в столице завершился 12 раунд «Астанинского процесса». Нынешняя встреча стала первой для нового спецпосланника Генсека ООН Гейра Педерсена. Приехала и вооруженная оппозиция. Однако, серьезных сдвигов не произошло. Конфликтующие стороны так и не смогли согласовать состав Конституционного совета. Одной из острых тем на переговорах стала ситуация в Идлибе — единственная сохранившаяся в Сирии зона деэскалации. Правительственная армия давно пытается вернуть эту территорию. А вот обмен пленными, возвращение беженцев и гуманитарная помощь будут продолжены. По данным отечественных спецслужб, в «горячих точках» все еще остаются сотни казахстанцев, воюющих на стороне боевиков. Вместе с ними и несовершеннолетние дети. Герой нашего следующего репортажа тоже пытался покинуть Родину и примкнуть к боевикам. Пока он отбывал наказание, в Сирию выехали его родные. Яна Гладкова беседовала с бывшим радикалом. Ближе к сорока годам у Сырымбета Жунусова в жизни случился кризис. Вдруг пришло осознание, что всё это время жил неправильно. Не по канонам ислама. Решил измениться. В конце 90 никто не слышал о нетрадиционных религиозных течениях и любое случайное знакомство могло перевернуть сознание, говорит мужчина.  

Сырымбет ЖУНУСОВ:

Был помоложе. Так получилось, что энергии столько. Хочется всё знать. И вот постиг. Попал в такую ситуацию, что знакомства, интересы, обмен знаниями. Пришлось чуть-чуть ошибиться.

Ошибкой Сырымбет называет желание помочь так называемым «братьям» на Северном Кавказе. Он собирался покинуть родину и участвовать в вооруженном конфликте. Отправиться на джихад помешали сотрудники спецслужб. Сегодня за это Сырымбет им благодарен. А тогда, в 2013, его не смогли остановить ни жена, ни две маленькие дочки.

Сырымбет ЖУНУСОВ:

В то время не думаешь о семье. Думаешь о других. Семья уже – второстепенный вопрос. Я недавно освободился. Отсидел 6 лет. За свои убеждения.

Сейчас Жунусов проходит реабилитацию в столичном Центре исследования проблем религии. Внимательно следит за событиями в Сирии. Многолетняя гражданская война в этой стране затронула и его семью. Пока мужчина отбывал наказание, в зону вооруженных действий вслед за мужем уехала его племянница. Известно, что супруг погиб, а женщина с маленьким ребенком все еще остается в «горячей точке». Ситуацию в Сирии на неделе обсуждали в казахстанской столице. На 12 раунд «Астанинского процесса» приехала и вооруженная оппозиция. Страны гаранты - Россия, Турция и Иран - договорились о подключении Ирака и Ливана к урегулированию кризиса в Арабской республике. Однако, найти единое мнение по одному из важных пунктов участники конфликта так и не смогли. Конституционный комитет – орган, призванный решить вопросы политического устройства Сирии, в итоге не сформирован. Состав досогласуют в ближайшее время, заверил спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев.  

Александр ЛАВРЕНТЬЕВ, СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО СИРИИ:

Мы работаем. Работаем очень плотно со всеми заинтересованными сторонами. А главное – в запуске и формировании Конституционного комитета. Cейчас остаются не решенными буквально 2-3 вопроса.

После разгрома террористов всё острее становится проблема репатриации воевавших на стороне боевиков. В некоторых странах Европы не хотят принимать назад своих граждан, отказываются их судить и лишают гражданства. Речь идет о возвращении на родину около 3 тысяч человек. «Против» уже высказались Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Дания и Швеция.

Яна ГЛАДКОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

В Казахстане же закон о лишении террористов гражданства Первым Президентом страны подписан почти 2 года назад. Правда, паспорта не забирают автоматически. Суд должен доказать, что обвиняемый воевал на стороне террористических групп.

Отечественным спецслужбам в начале этого года удалось вернуть на родину из зоны боевых действий 47 граждан Казахстана. Они были заложниками террористов и просили о помощи через родных. По итогам спецоперации «Жусан» 6 мужчин и 1 женщина были переданы суду. На сегодняшний день, по данным КНБ, в зонах боевых действий всё ещё остаются около 380 казахстанцев и 500 несовершеннолетних детей. В производстве находятся 156 уголовных дел, связанных с экстремизмом и терроризмом. Эти данные приводит Генеральная прокуратура. Таких осужденных не изолируют и стараются не напоминать об их прошлом. Наоборот, их пытаются вернуть в нормальную жизнь.

Бекболат ШАКИРОВ, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА УИС:

В карантинном отделении они 15 дней содержатся. Администрация учреждения обучает эту категорию. На сегодняшний день 46 человек проходят обучение. Около 200 человек трудоустроены из этой категории осужденных. Приезжают имамы, составляется график. В соответствии с ним представители религиозных объединений приезжают и проводят беседы.

Сжигают паспорта и покидают Родину в основном люди с низкой религиозной грамотностью. Джихад в их понимании — надежда на будущее. Теологи же считают, что бывших жертв экстремистов нельзя оставлять один на один с их проблемами.

Даурен МУСЛИМОВ, ИМАМ МЕЧЕТИ «AQ MESHIT»:

Нельзя от них отказываться. Чаще всего родные эти вещи не понимают и пытаются отказаться от таких людей, прекращают с ними общение, выгоняют из дома, такое тоже случается. Молодёжь у нас в силу своей неопытности, возраста, чаще всего и подвергается влиянию этих течений. Поэтому надо иметь хоть какую-то базу знаний о религии.

О времени, проведенном в заключении, Сырымбет Жунусов не жалеет. Уже около года в поисках стабильной работы. Граждане с судимостью на рынке труда не востребованы, особенно по такой статье. Но Сырымбет духом не падает, продолжает изучать ислам и мечтает о внуках.

Яна Гладкова