Қазақша Полная версия

Избиение в детском саду: «Мы боимся за безопасность наших детей», - родители

  • AstanaTV
  • 19 май 2019
  • 3132

Двухлетней девочке, получившей серьезные травмы после падения из окна садика, стало лучше. Ее уже отключили от аппарата искусственного дыхания, сообщили талдыкорганские врачи. Малышка находилась в коме несколько дней. У нее отек головного мозга. Страшный случай произошел в детском миницентре города. Момент падения девочки попал на видео. Воспитатель поставила ребенка на подоконник для наказания. Но девочка внезапно потеряла равновесие и выпала из окна второго этажа. К расследованию дела приступила полиция. Это уже второй случай подобного обращения с детьми в детских садах за неполный месяц. Отраслевые чиновники обращают внимание на другую сторону медали. Мол, воспитатели устают, из-за мизерной зарплаты работают на две ставки....и срываются. Но можно ли этим оправдать жестокость в отношении малышей?... Репортаж Адиля Онербаева.

-Это нормально по вашему? Нет, это не нормально. Простите меня, пожалуйста. 

На этих кадрах метод «воспитания» в детском саду № 37. Двухлетний Алан получает пощечину за то, что проснулся раньше времени. Следы побоев на теле мальчика стали поводом для судебного разбирательства. Родители до сих пор в шоке от увиденного. 

Асель КАРБАЕВА, МАТЬ АЛАНА: 

Вытаскивает его из кровати, чуть руку не выдернув, потом дает ему пощечину. Ребенок в страхе убегает его, она вытаскивает его обратно, еще тапочком по лицу и по голове дает.

Плач ребенка разбудил и трехлетнего Данияра. С ним воспитательница обошлась мягче – вывела его в другую комнату полуголым и приказала сидеть смирно. Испуганный ребенок просидел так полчаса. Позже мальчик пытался рассказать о случившимся родителям. Мама Данияра приняла слова сына за детскую выдумку. Но позже об этом пожалела. 

Айдана БЕСТЕМБЕКОВА, МАТЬ ДАНИЯРА: 

Мы спросили: "Урды ма апай?", он сказал: "Урды. "кім? Сені ма? Жоқ", и мы уже не стали ему верить, маленький, знаем, как дети любят фантазировать.

На суде воспитательница печально-известного садика Гульжан Акимбаева призналась, что била детей из-за нервного срыва. Работала в две смены и сильно уставала. Женщину наказали. Правда, она отделалась лишь штрафом, также ей запретили работать с детьми. 

Адиль ОНЕРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ: 

Инцидент с избиением двухлетнего ребенка произошел в этом детском саду №37. Само учреждение относительно новое, его открыли в январе этого года. По периметру здесь установлены камеры видеонаблюдения. По словам родителей, именно эта деталь внушала им доверие. Теперь взволнованные мамы и папы требуют дать онлайн доступ ко всему, что снимают объективы видеокамер. 

Алмас БЕСТЕМБЕКОВ, ЖИТЕЛЬ Г. АЛМАТЫ: 

Мы боимся за безопасность наших детей. Раз прецедент такой произошел, то мы будем настаивать на ускоренное подключение. Чтобы доступ у родителей тоже присутствовал, онлайн доступ. И воспитатели будут чувствовать свою ответственность.

По данным управления образования Алматы, в городе сегодня работают 184 государственных детских садов и 606 частных. Камерами наблюдения оборудованы все госучреждения, частные лишь на половину. Что касается удаленного наблюдения в режиме онлайн, то это вне закона, уверяют чиновники. 

Алия САГИЕВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Г.АЛМАТЫ: 

Есть гражданский кодекс 145 статья, это право на изображение. Если в детском саду в режиме онлайн поставить, то все родители детей должны быть согласны и сотрудники детского сада, что их изображение будут смотреть. У нас есть видео наблюдение, и если родители хотят посмотреть, они придут к руководителю, сядут и посмотрят. 

Не совсем законна и переработка воспитателей, которые трудятся на 2 ставки. Но на это акимат вынужден закрывать глаза. Все из-за дефицита кадров в детсадах. На 70 тысяч дошколят Алматы приходится 6 тысяч воспитателей. Зарплата в 65 тысяч тенге не привлекает специалистов на эту работу. 

Алия САГИЕВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Г. АЛМАТЫ: 

В связи с тем, что нехватка некоторые наши сотрудники работают на 2 ставки, потому что некому работать. Это называется производственная необходимость. 

Исключить производственную необходимость можно. Но только после значительного повышения оплаты труда воспитателей, считает общественный деятель Мариана Гурина. 

Мариана ГУРИНА, ПРЕЗИДЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО ФОНДА «ҰЛАҒАТТЫ ЖАҢҰЯ»: 

Почему мы задаем такие вопросы? Почему в настоящее время каждый детский сад не может быть надежным убежищем и каждая школа не могла бы быть защитой нашим детям? Для этого там должны быть хорошие зарплаты, там должны быть избранные люди, там должна быть престижная профессия, куда хотели бы пойти многие, но не все могут.

Видео с камер наблюдения раскрыло подробности и другого страшного инцидента. Это минидетсад «Карлыгаш» в Талдыкоргане. Воспитатель поднимает двухлетнюю девочку на подоконник, рядом ставит еще одного ребенка и начинает его за что-то наказывать. Через несколько секунд девочка падает из окна второго этажа. Ребенок впал в кому из-за серьезной травмы головы. Сейчас состояние девочки улучшилось. Случаи жестокого обращения с детьми всерьез обеспокоили родителей из разных регионов страны. Молодая мама из Усть-Каменогорска Екатерина Шендрик сейчас занимается подбором детского сада для своего годовалого сына. Главное требование - безопасность. 

Екатерина ШЕНДРИК, ЖИТЕЛЬНИЦА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА:   

Тут даже склоняешься к вопросу о частных детских садах, где маленькие группы, где действительно за детьми смотрят, то есть выбор детского сада - достаточно серьезная работа, серьезнее, чем в университет поступать. 

Психологи рекомендуют обращать внимание не только на сам садик, но и на реакцию своих детей. Резкие изменения в поведении ребенка – веский повод для беспокойства, говорит Дмитрий Агапов. 

Дмитрий АГАПОВ, ПСИХОЛОГ: 

Ребенок стал либо вдруг замкнут, появились какие-то страхи, либо наоборот стал перевозбужденным. Резко это произошло. Это признак того, что что-то есть у ребенка, какие-то эмоции, которые либо ему ограничили и он пытается их сбросить. Может появиться агрессия у ребенка.

15-летний Мейрамбек Тулегенов из Уральска последний год прикован к кровати, без помощи родителей не может встать. Подросток тоже подвергся жестоким методам воспитания, но не от педагогов, а старших ребят в военно-патриотическом лагере. Заданием для настоящих мужчин было вытерпеть боль от ударов палками и прутьями. Мейрамбек выдержал, но лишился здоровья. 

Мейрамбек ТУЛЕГЕНОВ: 

Двое ребят меня побили. Как бы шутя - сказали, ты можешь до конца стоять, когда мы тебя бить будем. Взяли прутья от дерева и начали меня бить. Но я не мог долго стоять, сел от боли.

Замира КАЖАМБЕРЛИЕВА: 

Он сам не может ходить в туалет. Я ему помогаю. С ходунками еле передвигается. Это последствия удара по почкам. Обращалась в прокуратуру и к полицейским. Но результатов нет.

Несколько лет назад практически в каждом городе страны была проблема устройства ребенка в детский сад. Мест катастрофически не хватало. Тогда то государство и решило подключить к этому бизнес, мотивируя дотациями на каждого маленького казахстанца. Позже проявился вопрос некачественного питания, антисанитарии и вот теперь жестокого обращения некоторых воспитателей с детьми. И, как это ни банально, решение упирается в финансы.  

Адиль Онербаев, Ирина Якунина, Татьяна Рудаметова, Айгерим Кусаинова.