Қазақша Полная версия

Власти Алматы не могут снести 40 аварийных домов из-за единственной семьи

  • AstanaTV
  • 26 май 2019
  • 5129

Жилищный спор между жителями и властями Алматы, похоже, подходит к решающей фазе. В одном из многоквартирных домов города осталась единственная семья, которая отказывается покидать родные стены. Не оттого, что уютно и тепло. Хотят большую площадь, чем предлагают. Пенсионерка утверждает, что ее вместе с детьми и внуками из советской «двушки» переселяют в однокомнатную квартиру. Хотя квадратура в 2 раза больше. Это одна, но весьма характерная деталь того, как властям приходиться договариваться с владельцами сильно обветшавших квадратов. В данном случае из-за одной семьи пришлось «заморозить» 40 объектов, которым уже больше полвека. Адиль Онербаев узнал, как чиновники собираются решать вопрос переселения.

Полуразваленные стены, прогнившие деревянные перегородки. Сложно представить, но в таких домах до сих пор живут люди в центральных районах Алматы. Двухэтажки, полувековой давности, доживают свои последние дни. Хозяева не хотят ухаживать за домами и квартирами. При этом жить в аварийных постройках боятся. 

-Вот этот раствор если отпадет, например, если этот камыш откроется, он будет как камыш, как труха сыпаться. 

Так выглядят дома в Ауэзовском районе южной столицы. Здесь полсотни таких двухэтажек. Власти решили снести в этом году лишь 5 из них. Дом Камшат Бостановой в программу реновации не попал. И когда этот момент настанет, женщина не знает. 

Камшат БОСТАНОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА Г.АЛМАТЫ: 

Вас снесут на следующий год. Хорошо, следующий год прошел, когда вы нас снесете, опять, готовьтесь на следующий год. Вот представьте, как мы живем на протяжении нескольких лет. Эти дома сколько лет уже сносятся.

Тем не менее, хозяева квартир ежемесячно платят за содержание дома и текущий ремонт. Правда, состояние строений от проводимых косметических работ не улучшается, жалуются жильцы. На сегодня в Алматы насчитывается почти 1000 каркасно-камышитовых домов. Снести их планируют до 2030-го. В этом году по программе сноса ветхого жилья с землей сравняют 19 двухэтажек площадью больше 10 тысяч квадратных метров.Двухэтажки из деревянного каркаса строили в послевоенное время. Тогда страна находилась в глубоком экономическом кризисе. Поэтому легкий и не совсем прочный материал выбирался исключительно из-за доступной цены.

Адиль ОНЕРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ: 

Эти дома были построены в 50-х годах прошлого века и рассчитаны были на 25-30 лет, то есть с момента ввода в эксплуатацию прошло больше двух сроков.

К этому можно добавить отсутствие капитального ремонта и сейсмоукрепления. С учетом всего этого специалисты не рекомендуют жить в таких домах. Обследование и паспортизацию эксперты КазНИИСА провели в прошлом году по всем многоэтажкам города. Сейчас каркасно - камышитовые строения не отвечают никаким стандартам качества и сейсмостойкости, отмечает специалист института Жасулан Аманов.

Жасулан ОМАРОВ, ДИРЕКТОР ЦЕНТРА СЕЙСМОСТОЙКОСТИ, ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ АО "КазНИИСА":

У данных зданий плиты перекрытия деревянными являются. По нынешним нормам деревянные перекрытия не то, что не рекомендуются, нельзя строить в сейсмических зонах, тем более в городе Алматы, учитывая, что город Алматы - это 9-бальная зона. Постоянная влажность, то же самое гниение, отслоение камыша от структуры каркаса здания.

Но не все жильцы спешат покинуть свои квартиры. Семья Ларисы Болтушевой единственная на весь двухэтажный дом. Останутся до конца, пока не предоставят равноценный обмен, говорит женщина. Соседи, согласившись с условиями, давно переехали в новое жилье. 

Лариса БОЛТУШЕВА, ЖИТЕЛЬНИЦА Г.АЛМАТЫ: 

У сына четвертый ребенок в июле будет, в конце июля сноха у меня родит четвертого ребенка. И нас теперь хотят из двухкомнатной в однокомнатную засунуть в 19 квадратов.

В этой квартире уже осыпались потолки, внутри комнат постоянная сырость. Свою «двушку» Лариса Болтушева хочет обменять на 2 квартиры.

Лариса БОЛТУШЕВА, ЖИТЕЛЬНИЦА Г. АЛМАТЫ:

В 1-комнатную однозначно с сыном с его семьей я не буду жить. У нас есть планы разменяться, но это наши проблемы, мы все проблемы на них не сваливаем.

Предприятие капитального строительства, которое занимается переселением, выдвигает свои требования. Квартиры меняют по размеру площади, причем предлагают жилье бОльшей квадратуры. Двухкомнатных же в 39 квадратов уже не строят. Поэтому Болтушевым предлагают однокомнатную. За «двушку» придется доплатить.

Акылбек БАЙДИЛЬДАЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ПРОДАЖ И МАРКЕТИНГА ТОО «ПРЕДПРИЯТИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Г. АЛМАТЫ»: 

Наши 68 против их 39 квадратов за разницу 2,5 млн. тенге - цена вопроса.

Проблемы с жильцами старых домов возникают часто, говорит директор «ПКС» Адиль Бурлибаев. Угодить всем невозможно. Поэтому сроки предоставления свободных участков строительным компаниям постоянно сдвигаются. Приходиться идти на риски и убытки.

Адиль БУРЛИБАЕВ, ДИРЕКТОР ТОО «ПРЕДПРИЯТИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Г. АЛМАТЫ»:

Всего сейчас в заморозке из-за госпожи Болтушевой 40 домов. Люди спрашивают: "Когда нас снесут?", нужно построить, а построить нам не дают, потому что госпожа Болтушева хочет в два раза больше своей квартиры бесплатно. Но это ее право, она - собственник жилья, мы собственник своего жилья, переговорный процесс идет.

Результата переговоров ждут и инвесторы. В этом году вместо старых двухэтажек строить новые дома решилась крупная строительная компания. Проект рассчитан на 45 многоэтажек или почти 2 тысячи квартир. Начать активную фазу планируют в ноябре, до этого нужно освободить участок и получить все документы. 

Денис ШАМАНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ЖК СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ: 

Участок стесненный, что будет влиять на ход строительства. Очень сложно в таких условиях размещать механизмы, вести строительство. Особых потерь мы пока не имеем. Но если расселение затягивается, к примеру, на год, любой проект в бездействии перестает иметь всякий интерес.

Если с жителями договориться все же не удастся, то останется признать дом аварийным и расселить людей принудительно, отметили в «ПКС». Строители готовы возвести первый дом, но ждут переселения последней семьи. Снести планируется еще порядка 40 домов в этом районе. И это опять же зависит от самих жильцов, с которыми ведут переговоры.

Адиль Онербаев