Қазақша Полная версия

Из-за часовых пробок алматинцы теряют 40 млрд тенге своего заработка, - эксперт

  • AstanaTV
  • 02 ноябрь 2019
  • 3079

Алматинские чиновники получили нагоняй от президента. Касым-Жомарт Токаев побывал в южной столице с двухдневной рабочей поездкой.

Глава государства возмутился тотальной коррупцией и не снижаемым уровнем преступности, назвав ситуацию в южной столице - "разгулом криминала". Здесь же Токаев поставил точку в дальнейшей судьбе скандально-известного курорта Кок-Жайлау. Другая, но самая острая проблема — экология. Сегодня на автотранспорт, по словам президента, приходится 60% вредных выбросов. Горожане часами проводят в пробках, Алматы в буквальном смысле задыхается. Но местные власти пока не торопятся развивать общественный транспорт. Анара Нуртазина продолжит.

Ежедневно будильник Алпамыс Рахимов заводит на шесть утра. Выезжает из дома пораньше, чтобы успеть проскочить, пока на дорогах не начались заторы. Иначе проведешь за рулем два, а то и три часа, - говорит мужчина.

Алпамыс Рахимов, житель Алматинской области:


Я живу за городом, в Узынагаше. Не позволяю себе встать позже, чем в 6 утра. Потому что если позже выехать, тут такая пробка образовывается. Но, скажу я вам, даже при этом я застреваю в дороге. Потому что может ты вот этот участок дороги и проскочишь. Но ведь и в городе заторы, на каждом светофоре стоишь, время теряешь.

Анара НУРТАЗИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

Автомобильные пробки – бич всех густонаселённых городов. И Алматы – не исключение. Сегодня в мегаполисе зарегистрировано 533 тысячи автомобилей. Помимо этого транспортом ежедневно заполняются и междугородние трассы, ведущие в Алматы. Кто-то едет на работу, кто-то таксует, кто-то просто по делам. Как результат – улицы не могут справиться с таким потоком машин.

С этой проблемой местные власти борются не первый год. Построено несколько объездных дорог и развязок. На одну из них чиновники возлагали большие надежды. Движение на развязке Рыскулова – Кульджинский тракт было открыто несколько месяцев назад. Вот только ситуацию не изменилась. Заторы здесь, впрочем, как и на других участках дорог.

В южной столице сегодня зарегистрировано свыше полумиллиона автомобилей. Ежедневно в Алматы заезжает с близлежащих населенных пунктов еще больше двух сотен тысяч машин. Город не рассчитан на такое количество транспорта, - говорит председатель Казахстанского независимого автомобильного Союза Эдуард Эдоков.

Эдуард Эдоков, председатель Казахстанского независимого автомобильного союза:

Тридцать лет назад, когда проектировался город, наверное, не думали, что здесь будет 800 тысяч автомобилей. Соответственно, и инфраструктура строилась в расчете на другие совершенно цифры. Сейчас мы видим это и пробки, это и загазованность, сложно проехать, сложно ставить машину. Проблема есть. Надо ее решать.

«И решать ее надо незамедлительно», - говорит эколог Айжан Скакова. Иначе уже в ближайшем будущем алматинцам нечем будет дышать.

Айжан Скакова, эколог:

В мировом рейтинге индекса городов по загрязнениям Алматы стоит в списке выше среднего по загрязнителям. По некоторым показателям индекса, это индекс PM10 и PM2,5, здесь идут превышения от 67 до 85 единиц. То есть, в этом списке Алматы впереди Шанхая, Парижа, Киева и Санкт – Петербурга.

Эксперт уверена, улучшить экологическую ситуацию в городе поможет увеличение велосипедных дорожек, а также развитие общественного транспорта. Об этой проблеме на днях говорил и Глава государства, побывавший в Алматы с двухдневным рабочим визитом.

Касым – Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан:

Проблему необходимо решать не только путем реконструкции и расширения дорог, но и через развитие перспективного транспорта. К примеру, через увеличение числа линий метро и развитие общественного транспорта, соединяющего город и прилегающие районы.

«Начать необходимо с запуска электричек с области в город», - говорит Эдоков. Эта мера мгновенно бы разгрузила мегаполис.

Эдуард Эдоков, председатель Казахстанского независимого автомобильного союза:

Люди, которые приезжают сюда в город на автомобилях с Талгара, с Каскелена, если бы была какая-то электричка скоростная, быстрая, то мы могли сократить вот этот транспорт, который приезжает утром в город и вечером уезжает. Это снизило бы.


Пока же алматинцы вынуждены проводить по несколько часов в пробках. По подсчетам логиста Руслана Саринова, простои в заторах отнимают у горожан заработок. В год выходит внушительная сумма – сорок миллиардов тенге.

Руслан Саринов, логист:

40 миллиардов тенге складываются у нас из того, что водители и пассажиры транспортных средств теряют, допустим, по 10 минут в день. При стоимости рабочего часа тысяча тенге в час, если мы умножаем это на рабочее время, умножаем на год, то у нас именно выходит 40 млрд. тенге. Это гигантская цифра. Можно город построить на эти деньги.

Автомобилями сегодня забиты не только автомагистрали, но и парковки. Причем, как бесплатные, так и платные. Последние – еще одна мера по разгрузке города – результатов не дала. Но надежды реализаторы проекта не теряют. На днях еще один участок дороги по улице Зенкова стал платным.

Эта новость для 20-летнего алматинца Руслана стала сюрпризом. Молодой человек бесплатно парковался последний год. Сегодня пришлось менять привычку.

Руслан, житель г. Алматы:

Вчера за парковку я не оплачивал. Ну и в течение тех дней, которые я сюда приезжаю на учебу. С сегодняшнего дня я не знаю, где оставлять машину. Сейчас буду уезжать, попытаюсь найти бесплатное парковочное место. Ладно бы я здесь находился 1-2 часа, но я здесь будут находиться около 4-5 часов. Поэтому мне будет затруднительно оплачивать.

В основном платные парковки расположены в центре города. Но, похоже, что вскоре искать место для своих авто будут и жители окраин. Планируем расширяться, - сообщил директор компании «Алматы Спецтехпаркинг Сервис» Марат Принбеков.

Марат Принбеков, директор ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис»:

Мы начали с центра и постепенно прилегающие зоны переходят в сторону платности. По планам развития Управления городской мобильности, будут выстраиваться наши платные парковки.

По словам Принбекова, проект весьма выгоден. За три года благодаря системе бюджет пополнился почти на два миллиарда тенге. Однако горожан эта цифра не впечатляет. К платным парковкам они так и не привыкли.

Анара НУРТАЗИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

Для удобства и сокращения времени в обслуживающей компании советуют пользоваться специальным мобильным приложением. Но оно недоработано, - говорят пользователи. Якобы оплату с его помощью можно произвести только до семи вечера. Мы решили проверить. Я не стала оплачивать за парковку сразу. До двенадцати ночи еще есть время. Однако после девятнадцати часов оплату произвести, действительно, не удается.

Из-за таких нюансов платить за парковку горожане не спешат. Отсюда многомиллионные штрафы. С момента запуска проекта алматинцы получили предписаний на 622 миллиона тенге.

Марат Принбеков, директор ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис»:

За весь проект, за эти 3 года было перечислено в бюджет порядка 1 миллиарда 700 миллионов тенге. То есть, это бюджет получил чисто от проекта. И косвенный доход от проекта – это вот эти штрафы, то есть, 622 миллиона тенге.


В обслуживающей компании намерены изменить систему. Помогают в этом сами алматинцы. Ежедневно реализаторы проекта принимают до тысячи предложений горожан. Что же касается многочасовых автомобильных заторов, то эксперты советуют перенять опыт более развитых стран, как например, Япония и Великобритания. Там установили систему оплаты въезда в центральную часть городов. Это позволило разгрузить мегаполисы от автомобильного транспорта.

А. Нуртазина