Всех лихорадит после краха нефтяного рынка. Тема сложная, объясню просто. Из-за коронавируса появились опасения, что мировая экономика замедлит свой рост. Так вот, на саммите ОПЕК, куда входят крупные нефтедобывающие страны, саудиты предложили сократить добычу "черного золота". Но Россия отказалась. После этого стоимость нефти резко обрушилась. До 30 долларов за баррель. Следом обвалились и фондовые рынки. Теперь никто не знает, сколько это продлится. Но ясно одно, всем придется экономить и выживать в непростых условиях. Слово нашему международному обозревателю Анаре Сюмбаевой.
Сказать, что нефтяной рынок лихорадит - значит, не сказать ничего. Только за один понедельник крупнейшие американские компании потеряли на бирже триста миллиардов долларов. Индекс Доу Джонс за день сократился на 2 000 пунктов. Но уже сегодня нефть смогла немного отыграться, что вселило в торги небольшое оживление. Однако, аналитики считают, радоваться ещё рано.
Сьюзан ШМИДТ, ГЛАВА УПРАВЛЕНИЯ AVIVA INVESTORS:
Вы знаете, мы испытываем страх. Участники рынка просто беспорядочно продают рисковые активы. Я не думаю, что дно пройдено. Мы будем видеть волатильность всю неделю.
Страны ОПЕК на заседании не смогли или не захотели договориться о дальнейшем сокращении добычи нефти. К слову, все эти годы именно этот фактор и удерживал цены на уровне 60 долларов за баррель. В выигрыше оставались все. И саудиты с их минимальной себестоимостью, и американцы с их сланцевой нефтью и даже страны ОПЕК+, коим является и Казахстан. Теперь же, когда просто некому контролировать сокращение добычи, сырьевым странам придется особенно худо, считают эксперты.
Сергей ДРОЗДОВ, АНАЛИТИК:
То, что Россия отказалась присоединиться к сделке ОПЕК, снизить добычу, это и стало основным триггером. Поэтому мировые спекулянты очень нервно отреагировали на эту новость. Мы видим сегодня феерическое падение стоимости барреля. Чем это грозит? Для стран - экспортеров - ничего хорошего.
Казахстан тоже экспортирует "черное золото". Но наша страна планирует держаться старого плана. Речь идет о добыче нефти на этот год. Министр энергетики Нурлан Ногаев заявил, наращивать или сокращать пока не будут. Что до цен на нефть, учитывая ее
себестоимость, то в Минэнерго ответили уклончиво.
Нурлан НОГАЕВ, МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК:
Есть месторождения недавно введенные, есть месторождения давно разрабатываемые, есть месторождения, где себестоимость - 20 долларов, есть, где 50 долларов. По каждому отдельному месторождению нужно подходить отдельно. Себестоимость зависит от разных условий.
Занервничали и американские нефтяники. Там беспокоятся, как будут продавать сланцевую нефть за 36 долларов за баррель, учитывая себестоимость в 50 долларов. И это, похоже, было главной целью Москвы, «похоронившей» переговоры ОПЕК. Правда, расчет пока не оправдался: котировки обвалились почти до 30 долларов, вслед за ними упал и рубль, а бюджет рискует недополучить критически важные доходы. Между тем, в самом Эр-Рияде заверили, что будут добиваться сокращения добычи нефти.
Мохаммед БАРКИНДО, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ОПЕК:
Я оптимист, верю, что никто из группы не хочет расслабляться. Мы уверены, что Россия вернется к кооперации.
Пойдет ли Москва на сотрудничество с ОПЕК - большой вопрос. Еще недавно на нефтяном рынке была пусть относительная, но стабильность. Теперь же, аналитики даже не берутся делать прогнозы. Следующее заседание ОПЕК состоится в июне. Пока всем остается гадать и строить планы как минимум до лета.
А. Сюмбаева