Қазақша Полная версия

60 казахстанцев согласились на изъятие органов после смерти

  • AstanaTV
  • 16 октябрь 2020
  • 2259

60 казахстанцев согласились стать посмертными донорами. Но этого, по словам врачей, недостаточно. В "листе ожидания" на жизненно важные органы сейчас больше трех тысяч человек. И их количество растет с каждым днем. Почему большинство людей против этой процедуры, попыталась понять Алина Бржанова.

Около сотни казахстанцев ежегодно погибают, не дождавшись своей очереди на пересадку органов. И основная проблема не в дефиците кадров или сложности операций, а в количестве людей, готовых стать донором. Жанибеку Успанову повезло. В 2012 году он стал первым пациентом в Казахстане, которому пересадили чужое сердце. Тогда жизнь 38-летнего мужчины висела на волоске. Он полностью зависел от капельниц и медикаментов. Пока печальное событие в жизни одной семьи не стало спасением для другой.

Жанибек УСПАНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОО «ӨМІР ТЫНЫСЫ»:

Был донор с кровоизлиянием в мозг. Дети дали согласие на изъятие органов. Это сердце мне подходило. Если парные органы можно пересадить от живого донора, то сердце только трупным донорством. За прошлый год мы похоронили очень много людей, которые не дождались донорства. Это печально, что, имея все возможности, чтобы спасти людей, мы их теряем.

Сейчас в очереди на пересадку органов около трёх тысяч казахстанцев. При этом самый "востребованный" орган среди реципиентов – почки. Чаще всего донорами для них становятся родственники. Но бывают случаи, когда их органы несовместимы. В таком случае единственная надежда – трупное донорство. Но казахстанцы к этому явлению относятся с осторожностью. Мы идем по пути презумпции несогласия, отмечает главный трансплантолог страны. Болатбек Баймаханов рассказывает, все передовые страны мира научились принимать посмертное донорство. Главная проблема - отсутствие информации и мер стимулирования.

Болатбек БАЙМАХАНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА ХИРУРГИИ:

Здесь надо стимулировать родственников. Материальное всегда будет выше. Поэтому даже в Южной Корее, где более обеспеченное население, выплачивают по 10 тыс. долларов на ритуальные услуги. Тем более нашим людям, у которых нет возможности нормально провести похороны. Можно 9 человек спасти. Эффективность очень высокая этих операций.

Новый Кодекс о здоровье подразумевает, что каждый человек должен заявить о своем согласии или отказе на использование органов после смерти. Теперь сделать это, можно не выходя из дома. Соответствующая услуга доступна на сайте электронного правительства. За три дня свое решение там зафиксировали около пятисот человек.

Багдат МУСИН, МИНИСТР ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, ИННОВАЦИЙ И АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РК:

За все время действия Кодекса было оставлено 300 отказов и 6 согласий на бумаге. Минздрав дает такие данные. Только позавчера внедрили эту услугу, и уже подано около 500 заявок - 60 согласий и 400 отказов. Мы дали людям законодательную возможность оформить согласие или отказ в нормальном цифровом виде.

Учитывая, что один донор может спасти до 10 жизней, такая статистика уже не плохой показатель. Общественники отмечают, согласие на донорство никак не повлияет на их жизнь, зато подарит надежду другим людям. К примеру, только в этом году из «листа ожидания» скончались больше 200 человек.

А. Бржанова