Десятки казахстанцев не могут вернуть свои деньги от известного российского интернет-магазина. Шквал жалоб каждый день поступает в комитет по защите прав потребителей. Людям задолжали более шестисот тысяч тенге. На деле же счёт идет на миллионы, считают правозащитники. В пунктах выдачи товара работники лишь советуют обратиться в службу поддержки. Но от ботов обманутые клиенты так и не добились внятного ответа. Репортаж Азизы Закумбаевой.
Российский интернет-магазин имеет более 250 пунктов выдачи по всему Казахстану и сотни тысяч клиентов. С введением карантина текстиль, одежду и обувь стали продавать по стопроцентной предоплате. Если не подошёл размер или товар с браком - деньги обещают вернуть в течение пяти дней. Вот только по словам покупателей, в приложение уведомление о возврате приходило, а сами деньги - нет. Банк даёт выписку, что подобных операций по счету не было. При этом, пожаловаться можно только в чат с ботом.
Марина ХАЛИЗОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА г. НУР-СУЛТАН:
Ни один телефон, указанный на сайте, ни на одном телефоне нет живого оператора, который может конкретно ответить. То есть там стоит автоответчик, который говорит информацию, которую мы знаем и без того.
Только одному столичному жителю интернет-магазин должен за возврат товара 700 тысяч тенге. В пункте выдачи эту информацию не отрицают.
Операторы магазина пояснили, что с 20 по 30 сентября были проблемы с казахстанским банком и деньги зависли на полпути. Но клиенты из разных городов заверяют, проблемы с возвратом средств за невыкупленный товар начались намного раньше
Светлана ЛЕЖНИКОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА г. УРАЛЬСК:
Я 13 июня, это была суббота, получила свой заказ в пункте самовывоза магазина. Товар мне не понравился, и я его вернула обратно в пункт. Суммы возвратов товара одна была 9450 тенге, и второй товар был на сумму 16270 тенге. На карточку эти суммы не вернулись.
Обманутые в ожиданиях клиенты собираются в группы соцсетях. Отправляют коллективные письма министрам торговли и финансов, в МВД и генеральному прокурору, а также в комитет по защите прав потребителей.
Аскар АБИШЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ г. НУР-СУЛТАН:
Вот буквально полтора месяца 13 жалоб поступило на общую сумму 646 тысяч тенге. Это в основном невозврат денежных средств за товары. То есть там и перчатки, и одежда, у кого-то размер не подошел.
Против торгового гиганта можно только подать иск в суд. Юристы говорят, что в данном случае нарушаются права потребителей, но не более.
Руслан ДЮСЕНБАЕВ, ЮРИСТ:
Поскольку здесь обмана никакого нет, есть несвоевременный возврат суммы. И за это можно привлекать продавца к гражданской правовой ответственности, но не к уголовной. Если бы потребитель заплатил какую-то сумму и продавец этот товар не доставил либо каким-то образом обманул потребителя, тогда это можно квалифицировать, как мошенничество.
Эксперт, подчеркивает, на его практике, казахстанская Фемида редко на стороне потребителей. Но это не значит, что бороться не стоит. В комитете по защите прав потребителей говорят, что сейчас вопрос на особом контроле. Параллельно ведут переговоры с представителями интернет-магазина. Тем временем, жалоб в его адрес становится все больше.
А. Закумбаева