С начала марта цены на газ в казахстанских заправках отпустили в свободное плавание. И только сегодня в Минэнерго прокомментировали это решение. Мол, дабы не допустить сокращения штата и зарплат на АЗС. Однако эксперты считают, что так чиновники просто избавляются от лишней «головной боли». Яна Гладкова выясняла подробности.
Ездить на газе стало не так выгодно. С начала марта цены на топливо поднялись, в среднем, на 10 тенге. Всему виной – отмена госрегулирования розничных цен. Его вводили временно в апреле прошлого года вместе с режимом ЧП. Сейчас назрела необходимость отпустить цены в свободное плавание, пояснили в Минэнерго.
Куаныш САРСЕКЕЕВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ГАЗА И НЕФТЕГАЗОХИМИИ МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РК:
В случае его продления у предпринимателей существовал риск сокращения штата и зарплат сотрудников. Также низкие установленные цены в отдельных регионах могли способствовать перетоку объемов газа в другие регионы с более высокими ценами, что могло создать дефицит СНГ в отдельных регионах.
Однако, эксперты находят причину в другом. По их мнению, чиновники просто-напросто избавляются от лишней нагрузки.
Сергей СМИРНОВ, ЭКОНОМИСТ:
Госорганы избавляются от головной боли. Сколько было этих разборок, когда цены регулировали Министерство энергетики и монопольный комитет. Потом они решили: «А зачем нам эта головная боль? Есть рынок, он всё решает…» Пытаются изобразить, что рынок – универсальный регулятор. Нет универсальных регуляторов.
Другой не менее важный вопрос – цена на бензин. Она уже давно в свободном плавании и периодически возмущает своими колебаниями автолюбителей. Но и на это в Минэнерго есть веские основания. Чиновники считают, что стоимость на топливо не должна отставать от "соседей".
Асет МАГАУОВ, ВИЦЕ-МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК:
Цена на бензин в Казахстане не должна быть значительно ниже или выше цен в сопредельных государствах. В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на рынки сопредельных государств, а в случае высоких – возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских складов отечественным топливом.
А ценовая политика у «соседей» складывается следующим образом: в Кыргызстане за литр, в среднем, придётся отдать 185 тенге. В России – 255, а в Узбекистане – на 5 тенге больше. А ещё с высоких трибун гордо заявляют – Казахстан на 8-м месте по дешевизне бензина.
Такие рейтинги составляются на основании долларового показателя. А вот заработная плата и уровень жизни в стране почему-то не учитываются. Поэтому Казахстан и кажется таким привлекательным для автолюбителей. Хотя на самом деле, это – далеко не так, уверены эксперты.
Я. Гладкова