Казахстан чуть не лишился внутренних полетов. Накануне вечером выяснилось, что в стране нет авиатоплива. Тревогу забили в столичном аэропорту. Следом высказались и авиакомпании. Крупные нефтезаводы ушли на ремонт, а запасы горючего исчерпаны. Министерство энергетики на ажиотаж отреагировали моментально. Спустя сутки воздушная гавань Нур-Султана сообщила, что проблема решена. Но не все так гладко. Неужели, нас готовят к новым ценам на авиабилеты? Азиза Закумбаева разбиралась в проблеме.
Азиза ЗАКУМБАЕВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Второй день тревогу бьют казахстанские авиаперевозчики по поводу нехватки топлива. Ситуация складывается критическая, говорят в аэропорту Нур-Султана. В буквальном смысле самолеты нечем заправлять. Запасы практически исчерпаны.
По данным столичного аэропорта, в сентябре и октябре из-за дефицита и резкого роста цен на топливо, недопоставили 14 тысяч тонн авиаГСМ. Резервы на исходе и воздушная гавань вынуждена была заправлять судна «с колес». Проблему нехватки топлива ощутили почти все отечественные авиакомпании, говорят в пресс-службе.
Анвар ШАЛЕКЕНОВ, ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ АО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ»:
На ноябрь месяц ни один из поставщиков так и не подтвердил объёмы поставки авиатоплива. Ближайшие поставки по новым контрактам будут не ранее 15 ноября. Мы уже ввели ограничения на заправку для грузовых рейсов и скоро вынуждены будем вообще их отменять.
К примеру, из Актобе самолеты «SCAT» вылетают по четырем внутренним и двум международным направлениям. Чтобы избежать срыва рейсов, компания вынуждена закупать топливо из запасов местного аэропорта. В этой воздушной гавани спешат заверить, что кран с горючим не перекроют. Сейчас в хранилищах свыше тысячи тонн авиакеросина, на днях ожидается поставка еще 180-ти тонн.
Каламкас УТЕГАЛИЕВА, ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ ПО ФИНАНСАМ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА им. АЛИИ МОЛДАГУЛОВОЙ:
На данный момент аэропорт Актобе имеет достаточное количество топлива и всецело их поддерживаем, нашим топливом заправляем. Срыва рейсов не будет.
В Минэнерго же подчеркнули, что аэропорты и авиакомпании должны были заблаговременно и самостоятельно прорабатывать вопросы обеспечения топливом. В ведомстве также опровергли информацию о дефиците горючего. авиаперевозчикам рекомендовали не рассчитывать только на крупных поставщиков авиакеросина, но и заключать договоры с мелкими продавцами.
Талгат КУРМАНБАЕВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТИРОВКИ И ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РК:
Все участники рынка хотят покупать авиатопливо, как я говорил, у крупных ресурсодержателей, где цена ниже, чем у мелких. Соответственно никто не хочет покупать дорого.
Независимый эксперт Денис Кривошеев назвал ситуацию с нехваткой авиатоплива – информационной атакой, проводимой на фоне коммерческих интересов. И это самый удобный повод для того, чтобы объяснить будущий скачок цен на авиабилеты. Кроме того, эксперт отметил, что топлива не хватает каждую осень. И авиакомпании уж точно в курсе этих тенденций.
Денис КРИВОШЕЕВ, ЭКСПЕРТ:
Я подозреваю то, что в основе этой политики новой информационной лежит желание просто взвинтить цены на билеты в канун детских каникул осенних. Потому что люди захотят отдохнуть, поехать куда-то с детьми. И это самый лучший повод того, чтобы объяснить, почему цены стали выше.
В столичном аэропорту сообщили, что проблема с топливом решена. Тем временем, воздушная гавань Алматы уже ограничила заправку пассажирских самолетов из-за проблем с авиационным топливом. Кроме того, полностью остановлена заправка разовых чартерных рейсов. Руководство пошло на такие меры, чтобы работать бесперебойно.
А. Закумбаева