Проект завода по сборке лифтов с треском провалился в Актобе. У инвесторов не хватило финансовых возможностей на запуск производства. Тем временем, проблема обновления лифтового хозяйства в городе становится все острее. В замене нуждается больше 200-сот подъемников, а это четверть от их количества. Ольга Литвина разбиралась в ситуации.
Лифтам в этой многоэтажке в центре Актобе почти 40 лет. Подъемники не меняли с момента постройки дома. Ездить в них стало просто страшно, жалуются люди. Механизмы регулярно выходят из строя.
Булын РАХМЕТОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА г. АКТОБЕ:
Без конца на запчасти деньги собирали, лифтёра вызывали, то он приходит, то иногда не приходил. Такие случаи были. Живём вот так.
Когда в доме, наконец, собрались менять ветхие подъемники, радости жильцов не было предела. Заменить их намеревались по госпрограмме. По ее условиям, владельцы квартир должны были 10 лет возвращать стоимость работ и механизма. Люди согласились - лишь бы все в доме работало бесперебойно. Полгода назад старый лифт отключили, но дальше дело так и не пошло.
Махаббат ОМАРБАЕВА, ЖИТЕЛЬНИЦА г. АКТОБЕ:
Теперь мы уже в списке стоим, дальше ничего не двигается. Мы идём, говорят, теперь изменилась программа, потому что кроме «Табыс-Актобе» и «Лифт-сервис» туда добавилось СПК, они делают финансирование. Всё на СПК остановилось.
Об обновлении лифтового хозяйства в Актобе заговорили три года назад, после трагической гибели женщины. Тогда специалисты насчитали почти 300 старых подъемников. Решать проблему власти планировали сразу масштабно. В местной индустриальной зоне должен был заработать завод по сборке лифтов. Для реализации проекта привлекали инвесторов из Турции и Беларуси. Последним даже выделили участок. Но наладить производство так и не получилось.
Жандос УТЕУЛИН, ДИРЕКТОР УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЗОНЫ АКТОБЕ:
В 2021 году данный договор был расторгнут в связи с финансовыми затруднениями инвесторов. Была и турецкая компания, они к нам приходили, проведены переговоры, было всё разъяснено со стороны акимата и СПК о предоставлении земельного участка с коммуникациями и инженерными сетями. Пока конкретного ответа нет.
Новые лифты приходится закупать в основном за рубежом. Стоимость одного - больше 9 миллионов тенге. За последние два года в городе из 250-ти устаревших подъемников заменили 11. Средства выделили из областного бюджета по программе "Нурлы жол". На остальные денег пока нет, ждут из республиканского бюджета.
Еркингали КОПЕНОВ, ДИРЕКТОР КОММУНАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ:
Мы предоставили все документы, проекты, экспертизы, они сейчас туда сдают, чтобы из республики нам выделили эти деньги. Вот эти 3 подъезда у нас стоят в очереди, четвёртый подъезд мы поменяли в этом же доме. То есть, в 11 лифтов он вошёл.
Сейчас в списке ЖКХ 100 механизмов, требующих срочной замены. Их чиновники обещают поменять сразу после выделения средств из республиканского бюджета. Еще через год в список обещают внести остальные проблемные подъемники.
О. Литвина