Қазақша Полная версия

Кризисных центров для жертв бытового насилия не хватает в Казахстане

  • AstanaTV
  • 21 октябрь 2022
  • 1571

Кризисных центров для реабилитации жертв бытового насилия не хватает в Казахстане. Они есть только в городах, да и то, в основном крупных. Сельчанкам же просто негде искать помощи. В целом, по мнению экспертов, государство тратит недостаточно средств на борьбу с насилием в семьях. Сейчас это четыре с половиной миллиарда тенге в год. Яна Гладкова с подробностями.

После смерти супруга жизнь этой женщины превратилась в ад. Семья мужчины всячески издевалась. Обходилось без физического насилия, но "душили" морально. Постоянные запреты, бесконечные упрёки. Из Шалкарского района с тремя детьми неприкаянная невестка бежала в кризисный центр Актобе. Своего имени и лица не афиширует по понятным причинам.

ЖИТЕЛЬНИЦА АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ:

Мне хотелось с ними жить, но мне там житья не давали, не разрешали общаться с родными. Дошло до того, что свекровь не пригласила мою мать на годовщину смерти моего мужа. Мама все равно поехала и забрала меня от них. Но свекровь стала сопротивляться, сказала, что не отдаст мне старшую дочь, я еле забрала ребёнка. Это стало последней каплей.

К сожалению, не всем жертвам бытового насилия хватает смелости бежать. А зачастую и некуда. Кризисные центры функционируют лишь в крупных городах страны.

Шолпан АЙТЕНОВА, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОФ "ZERTTEU RESEARCH INSTITUTE":

36 кризисных центров всего. Обеспеченность ими всего 15% на всю страну. Они, в основном, расположены в областных центрах. Сельские женщины не имеют доступа к кризисным центрам, к специальным социальным услугам, как жертвы бытового насилия. Им некуда идти.

К слову, на борьбу с бытовым насилием ежегодно государство тратит 4 с половиной миллиарда тенге. По мнению общественников, этого недостаточно. Возможно, оттого и преступлений в сфере за последние 5 лет стало больше в 2,5 раза. В целом, подход к решению этой проблемы в нашей стране эксперты считают неправильным. Все ресурсы направлены на реабилитацию жертвы, тогда как лечить нужно самих агрессоров.

Зульфия БАЙСАКОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОЮЛ "СОЮЗ КРИЗИСНЫХ ЦЕНТРОВ":

Необходимо работать с агрессорами. Эта работа должна найти место в законодательной базе, как коррекционная программа. По изменению его поведения. Т.е. человек, который живет в семье и совершает какие-то правонарушения, он должен скорректировать своё поведение, выработать ответственность.

Эксперты обращают внимание на то, что, как правило, свидетелями насилия становятся дети. Как минимум, в 60-ти процентах случаев. Позже они проецируют такое поведение уже в своих семьях и сами становятся тиранами.

Я. Гладкова