Обмеление Каспийского моря вновь в центре внимания казахстанцев. Поводом стали фотографии актауского фотографа. Он запечатлел пирс, который еще несколько лет назад находился в воде, а теперь опирается на камни. По данным одних ученых, подобное уже наблюдалось в 70-ых годах. Другие говорят, с учетом дефицита воды в реках, впадающих в Каспий, ситуация приближается к критической.
Эти фотографии наделали шуму в соцсетях. Автор снимков Иса Таженбаев говорит, не ожидал что кадры, сделанные буквально на днях, вызовут такую реакцию. Причем не только земляков, но и всех казахстанцев. Обмеление Каспия уроженца этих мест волнуют давно. Иса признаётся, ему не внушают доверия оптимистичные прогнозы некоторых специалистов о цикличности обмеления.
Иса ТАЖЕНБАЕВ, ФОТОГРАФ-ЛЮБИТЕЛЬ:
Что вода приходит и уходит, я мало верю, потому что если так смотреть, это не только проблема Каспия сейчас. Или в Алматинской области за 10 лет можно сказать в два раза практически уменьшилась и вся рыба ушла. То же самое происходит везде по миру, возможно. Я не специалист тоже, но то, что Каспий уходит, это очевидно. Это факт.
О проблеме Каспия несколько лет говорят все прибрежные страны, но решительных шагов пока ни в одной не видно. Зато невооруженным глазом заметно, как за несколько месяцев Каспий ушел на два, а то и больше метров, говорят актаусцы. Тем временем отечественные экологи, в основном опираясь на исследования российских ученых, говорят о регрессии и трансгрессии – то есть приливе воды раз в 100 лет. Однако по мнению некоторых европейских специалистов, море уйдёт до 2054 года, говорит экоактивист Галина Чернова.
Галина ЧЕРНОВА, ЧЛЕН КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ЭКОФОРУМА НПО КАЗАХСТАНА:
Потому что море будет сокращать свой уровень и дойдет до полуострова Бузачи. К этому времени обсохнет залив Кара-Богаз-Гол, часть южного побережья, включая Туркмению и Иран, уже не будет фактически плескаться там море, тоже будет состояние обсыхания побережья.
Чтобы избежать экологической катастрофы, специалисты рекомендуют от слов переходить к делу. Как можно скорее провести исследования, причем подробные и качественные. Желательно, международные. Уже известно, например, что приток воды в Каспий только от реки Урал сократился с 12 до четырех тысяч кубических километров.
С. Султангереева