Из-за дефицита вагонов и систематических ограничений на экспорт терпят убытки североказахстанские предприниматели. Бизнесмены призывают чиновников быть порасторопнее. Профильные министерства могли помочь с решением вопросов, уверены экспортеры. Почему не срабатывают механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей, узнавала Анастасия Дроняк.
Компания Каната Баймухамбетова пять лет занимается импортом и экспортом сельхозпродукции в Казахстан и Китай. Предприниматель говорит, с каждым годом работать все труднее. Приходится подстраиваться под всё новые ограничения на вывоз продукции.
Канат БАЙМУХАМБЕТОВ, ДИРЕКТОР КОМПАНИИ:
Северо-Казахстанская область в этом году увеличила посевные площади на 20% именно семечек. Сейчас нам дали коридор в районе двух месяцев – ноябрь и декабрь для экспорта, но, к сожалению, из-за проблем с логистикой, отсутствием подвижного состава мы не можем экспортировать ни в Китай, ни в Узбекистан. А уже в январе планируется введение пошлины на экспорт семечек, ограничения на экспорт масла. Чего нам ожидать и как готовиться к экспорту?
В министерстве торговли и интеграции признали: принятые жесткие меры обернулись палкой в двух концах.
Арман ШАККАЛИЕВ, ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК:
С одной стороны, такими мерами мы увеличили объем экспорта переработанного масла, с другой стороны, многие производители говорят, что у них на складах прошлогодний урожай портится. Здесь, чтобы золотую середину найти мы с минсельхозом сейчас формируем баланс, исходя из которого будет определена квота.
Ещё одна проблема - нехватка крытых вагонов для перевозки продукции. Одно из крупнейших в регионе предприятий по производству высококачественной муки уже много лет экспортирует свою продукцию на запад и юг Казахстана, в Узбекистан и Афганистан. По словам директора, транспортные компании не могут обеспечить им необходимого количества вагонов. Так как большая их часть арендована российскими компаниями.
Зекай ТАНРИКУЛЫ, ДИРЕКТОР КОМПАНИИ:
До августа мы брали вагоны в Сарыагаше – 800 тыс. тенге мы отдали. Сейчас почти 2 млн 150 тыс. Еще мы работаем через «Болашак» - 900-950 тыс тенге была цена. Сегодня – 2млн 450тыс. Т.е. в 3 раза выросла цена, еще и вагонов нет. Просили акимат помочь, потому что мы почти 150-200 вагонов потеряли.
В минторговли ответили, повышенный спрос на вагоны в стране действительно есть, но явление это сезонное. Свою роль сыграла и значительная разница в тарифах на эти услуги с соседней Россией, где стоимость почти на 40% выше, чем в Казахстане.
Арман ШАККАЛИЕВ, ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ:
С Узбекистаном переговоры прошли, создана группа. Первое, что мы сделали в этот раз – мы осознанно дали поручение КТЖ – посчитать, то, что они устанавливают им тариф на транзит для Узбекистана и какую-то сумму зарабатывают. Если нам выгоднее увеличить поставки в Узбекистана, то нам дешевле этот транзит понизить. Т.е Казахстан для них снижает транзит – для Узбекистана, но взамен увеличивает квоту.
Как рассказал вице-министр, правительство поставило задачу транспортно-логистическим компаниям - увеличить подвижной состав. При этом приоритет поручено отдавать именно отечественным экспортерам-переработчикам.
А. Дроняк