Скандал разгорается вокруг единого дизайн-кода для столичных вывесок. Бизнесмены массово жалуются на действия чиновников. Говорят, буквы, таблички и баннеры демонтируют без предварительного уведомления. По словам предпринимателей, логотипы срывают, повреждая обшивку зданий. Все это приводит к убыткам. Напомню, власти этим летом активно пытаются привести наружную рекламу и вывески к единому стилю, чтобы не было визуального шума. Подробности у Дильназ Насекеновой.
Сын и отец Ручьевы 7 лет работают в своём салоне штор. Говорят, вывеску для него согласовали еще в 2016 году. А этим летом от городских властей пришло уведомление о необходимости привести надпись в соответствие с дизайн-кодом Астаны. Не успели опомнится, как через неделю подрядчики начали демонтаж, рассказал Климент Ручьев. Чтобы воссоздать "правильную" надпись теперь нужно более одного миллиона тенге,- жалуется астанчанин.
Климент РУЧЬЕВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:
Пришли представители архитектуры и сказали: "Снимайте, либо мы сами". Но сами они снимали очень варварски, поэтому пришлось представителей рекламных компаний пригласить, которые сняли эту вывеску. И сейчас они нам говорят, чтобы привести ее в соответствие с новым дизайн-кодом больше миллиона им нужно заплатить. Вариант предлагают только один: стекла перекрасить либо в цвет гранита, либо в такую ужасного цвета бежевую вывеску, всё будет одинаково и некрасиво.
В рекламно-производственных компаниях говорят, что тоже в минусе. В соответствии с новым дизайн-кодом, вывески должны быть без подложки. Но крепить логотипы прямо на фасад сложнее, а главное это портит само здание,- уверены специалисты.
Максим ГРИГОРЬЕВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РЕКЛАМНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ:
Поставить отдельно буквы. Мы вынуждены всё сверлить, проводку там сзади всё это делать, когда можно на подложке всё это разместить без ущерба для фасада. Опять же мы как производители несем ущерб. То есть с подложкой одна сумма, без подложки - другая сумма.
Задача по демонтажу вывесок, баннеров и надписей, не вписавшихся в столичный дизайн-код возложена на недавно созданное КГУ «Астана-Жарнама». Там уверяют, что вывески снимают аккуратно и сразу передают их предпринимателям, поскольку это их собственность. На вопрос, почему работа ведется точечно, ответили, что некоторые вывески – это реклама, а не название организации. Что касается убытков, говорят, что демонтаж ведется на бюджетные деньги.
Асылбек САБЫРКУЛОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ КГУ «АСТАНА-ЖАРНАМА»:
Вывеска - это наименование организации и род его деятельности. Ну она не соответствует вывеске, там начинают в этой вывеске цитироваться реклама, поэтому им дается рекомендация, чтобы они демонтировали. На сегодняшний день демонтаж вывесок производится за счет местных исполнительных органов.
Но в столичной палате предпринимателей все же намерены привлечь к ответственности тех, кто нарушает права бизнесменов.
Алмас БАШИБАЕВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПРАВ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И СНИЖЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ НПП «АТАМЕКЕН» г. АСТАНЫ:
Мы полагаем, что в данном случае нарушены как минимум по 2 основаниям нормы. Это предпринимательского кодекса, то есть все регистрации проверок, и второе - согласно закону о рекламе, вывеска не является рекламой. Мы планируем внести письмо совета по данному направлению в местные исполнительные органы, а также в органы прокуратуры, правоохранительные органы и в антикоррупционную службу.
К слову, в столице сняли уже более 3 тысяч вывесок. Главная цель - привести город в порядок с точки зрения эстетики и визуального шума.