Как развивать в Казахстане креативные индустрии. Этот вопрос обсудили в Астане на площадке Astana Hub. Сюда съехались десятки экспертов в этом вопросе. Они уверены, перспективы в этом направлении у нашей страны большие. Но есть нюансы, которые нужно устранить. Берик Сеилбек расскажет подробнее.
Десятки специалистов собрались на площадке Astana Hub, чтобы обменяться опытом, знаниями и наладить связи в сфере анимационного кино. Студенты, режиссеры, зарубежные эксперты делились своими мнениями относительно анимации в стране. Были представлены и картины. Например, от студии ARA. Последняя, за пять лет существования смогла снять три анимационных фильма. Нетворкинг на подобных мероприятиях очень полезен, считают они.
Бахытжан ШАБДУКАРИМОВ, ПРОДЮСЕР АНИМАЦИОННОЙ СТУДИИ «ARA STUDIO»:
В Казахстане не так много анимационных студий, никто не знает, какие есть студии. Нас мало кто знает, но при этом, такая информация нужна молодому поколению. Они спрашивали у нас о том, куда поступить и какие есть студии, в которых можно работать. Подобные мероприятия очень полезны.
Основная проблема, с которыми сталкиваются представители сферы анимационного кино – нехватка кадров. Не достает хороших сценаристов и аниматоров, которые могли бы вкладывать душу в мультфильмы, говорят эксперты. А в стране всего лишь два высших учебных заведения, которые обучают этому делу.
Бахытжан ШАБДУКАРИМОВ, ПРОДЮСЕР АНИМАЦИОННОЙ СТУДИИ «ARA STUDIO»:
Для этого, нужно по возможности передавать свои знания молодым поколениям. Я считаю, что люди, которые работают в документальном кино, коммерческом или геймдеве могли бы объединиться и поделиться своим опытом в университетах со студентами, как занятия или в виде лекции.
Проблему развития креативной индустрии в своем послании поднимал и Касым-Жомарт Токаев. Глава государства отметил, что ее вклад в ВВП не дотягивает и до 1%. Да и доля в структуре занятости тоже крайне низка. Президент считает, что для развития этой отрасли нужно открывать центры креативной индустрии в каждом регионе.
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
Точки притяжения талантов – Центры креативной индустрии – должны быть в каждом областном центре, в каждом крупном городе. Там же следует помогать участникам с вопросами коммерциализации своих продуктов. Особенности производственного процесса субъектов креативной индустрии не позволяют им полноценно участвовать в программах поддержки предпринимательства, получать финансирование. Считаю необходимым разработать отдельный пакет мер поддержки «креативщиков».
Эксперты уверены, чтобы поручение президента успешно выполнялось, нужна системная работа. И после послания Главы Государства, эта сфера в регионах начала развиваться.
Ирина ХАРИТОНОВА, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА КРЕАТИВНОГО ТУРИЗМА АО "НК "KAZAKH TOURISM"
В регионах была проблема в том, что было управление, например, культуры, есть управление экономики, есть управление предпринимательства. И не было понимая, кто должен заниматься креативной индустрией. И как раз-таки после послания началась системная работа, сейчас выстраиваются процессы внутренние. И я уверена, что это даст реальные какие-то подвижки для того, чтобы мы увидели конкретный результат.
В целом же, говорит эксперт, креативная индустрия в стране развивается медленно, но верно. В стране даже работает специальная концепция посвященная этой сфере и рассчитана она до 2025 года. Кроме того, помимо фильмов и музыки, развивается и художественное искусство. На днях должна состояться выставка с участием наших художников в Стамбуле. Также заявлено, что отечественные живописцы выставятся в Лувре в 2026 году.