Пятнадцать
отечественных телеканалов хотят обязать бесплатно показывать социальную
рекламу. Как минимум один процент таких роликов должен выходить в эфир на
безвозмездной основе. Такую норму внесло министерство национальной экономики в
законодательство по вопросам рекламы. Документ сегодня презентовали в мажилисе.
Айдар
Арифханов, вице-министр Национальной экономики РК:
Для
повышения уровня нравственного воспитания общества, а также для продвижения имиджевой политики страны
посредством широкого распространения социальной рекламы вводится обязанность
для обязательных теле-, радиоканалов размещать на безвозмездной основе
социальной рекламы в размере не менее одного процента от общего объёма вещания.
По
подсчетам миннацэкономики, в среднем телеканалы будут обязаны отдать почти 15
минут своего эфира в сутки или 432 минуты в месяц на показ социальных роликов.
Разработчики отметили, что коммерческая реклама у казахстанских телеканалов
занимает 20 процентов эфирного времени, поэтому один процент под бесплатную
рекламу убытков не принесет. Между тем представители телевизионного рынка страны считают, что такие меры могут
обернуться рядом проблем и вызвать обратный эффект. Идентичность рекламного
контента на всех телеканалах страны может привести к раздражению аудитории,
уверены эксперты. Да и хорошим качеством
социальные ролики, как правило, не отличаются.
Что касается частоты
показов данных роликов, то по мнению генерального директора телеканала
"Астана" Ляззат Танысбай, 23 выхода в день, если брать средний
хронометрах в 30 секунд, для частных телеканалов - слишком большой объем.
Поэтому предлагается взять 1% не от объема вещания, а от объема рекламного
времени в месяц. Это примерно 4-5 выходов в день. Еще одно нововведение, инициируемое
миннацэкономикой, касается рынка
наружной рекламы. Из плюсов - увеличение сроков действия
разрешительных документов с одного года
до пяти, из ужесточений - контроль качества.
Гульнар
Иксанова, депутат Мажилиса Парламента,
член фракции "Нұр Отан":
В
наружной рекламе у нас никаких правил нет, сплошной хаос: в цветовой гамме, в
титрах, в текстах - кто во что горазд. Поэтому этот вопрос требует рассмотрения,
с одной стороны, концептуального, с другой стороны, структурного. Для того
чтобы сформировать общие принципы. Однозначно, не должо быть 10 строк на
билборде, ну, никто его не читает. На каком расстоянии билборд должен быть от
перекрестка.